Жители курортного региона снова взывают о помощи к президенту
Гнев и отчаяние
Борьба против химзавода, который губернатор собирался строить на Кавминводах, казалось бы, завершилась. Инвестор проекта – московская компания «Химинвест» – сообщила об отказе от строительства: дескать, теперь создавать завод стоимостью почти 7 млрд рублей будут в каком-то другом регионе России.
Правда, есть несколько «но». Существует в крае координационный совет по развитию инвестиционной деятельности и конкуренции, который возглавляет лично губернатор. Одна из функций совета – давать губернатору рекомендации по предоставлению земельных участков на льготных условиях, то есть без проведения торгов.
Как пишет издание «Акценты» [3], за последние пять лет совет согласовал выделение 65 участков общей площадью 65 кв. км (это как три Михайловска). Причем все решения были приняты практически единогласно – значит, без всякого обсуждения.
16 октября координационный совет одобрил выделение компании «Химинвест» трех земельных участков на Западной улице Лермонтова общей площадью 21,5 гектара. А уже спустя неделю Владимир Владимиров подписал документы о выделении земель – именно под строительство завода нитроцеллюлозы.
Правда, после отказа инвестора от строительства химзавода постановление губернатора не было отменено. И теперь жители Кавминвод всерьез обеспокоены: а не обманули ли их, и не будет ли вредоносное предприятие построено вопреки всем обещаниям чиновников и бизнесменов?
Гражданский протест против строительства завода на Кавминводах позволил объединить людей самых разных взглядов. Но сейчас они поставили перед собой новую, еще более амбициозную задачу: полностью очистить Кавминводы от всех промышленных предприятий, построенных в советские и постсоветские годы.
Уже сейчас под «Открытым письмом» к президенту Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву и спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко (она считается неформальным куратором Кавминвод) удалось собрать почти восемь тысяч подписей.
Письмо уже передано в администрацию президента. «Открытая» публикует выдержки из него.
Кавказские Минеральные Воды уже 216 лет являются местностью, имеющей государственное значение. В новейшей истории России этот статус был подтвержден первым президентом России Борисом Ельциным, подписавшим 27 марта 1994 года указ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации».
Этим указом КМВ был придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта, а государственное управление им возложено на администрацию Кавказских Минеральных Вод, руководитель которой назначался президентом Российской Федерации. Сам этот факт не требовал доказывания региональным, местным чиновникам и судам особого природоохранного статуса национального достояния и его охраны.
Необходимость государственного управления регионом была продиктована еще и его межсубъектным статусом – в состав Кавминвод включены территории Ставропольского края, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно «Положению об особо охраняемом эколого-курортном регионе», утвержденному постановлением правительства РФ от 6 июля 1992 года №462, «КМВ предназначены для оздоровления населения России и других государств природными лечебными факторами, которыми этот регион располагает».
Логика была и остается простой: территория курортного региона способна сохранять свои природные лечебные кондиции при строго ограниченных объемах рекреационной нагрузки. В этой связи, исходя из потенциала каждого федерального курорта, была определена предельная численность населения каждого города-курорта и региона в целом и, на основании этого предельный возможный объем мест размещения.
Все просто, больше населения – меньше отдыхающих, и наоборот.
Был определен перечень промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, подлежащих выводу с территории КМВ, были введены ограничения на порядок ведения хозяйственной деятельности, в том числе сельского хозяйства.
Был определен перечень объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, требующих реконструкции и строительства с лагом (ровно столько, сколько нужно) до 2010 года. (Лаг - брусок, предназначенный для настила на него напольной доски или кровельного листа. - Прим. ред.)
«Курорт» и «город» – понятия не совместимые по определению. Необходимо особо отметить, что территории федеральных курортов и муниципальных образований (городов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск) не совпадают, что еще раз подчеркивает, что это абсолютно разные категории.
И задачи функционирования курортов и муниципальных образований совершенно разные. Для одних сохранение лечебных свойств природных ресурсов, природных ландшафтов, воздуха, рек является основой качества лечения, а значит и перспектив развития.
Для других земли курортов, леса, водоохранные зоны – это просто свободные места для строительства многоквартирных и индивидуальных жилых домов, торгово-развлекательных центров, вредных производств, размещение свалок, полигонов ТБО и т.д.
В угоду чьим-то сиюминутным интересам за последние годы в природоохранное законодательство и законодательство о курортах было внесено такое число изменений, что они потеряли прежний смысл и значение. Так, теперь курорты больше не являются особо охраняемыми природными территориями, содержание федеральных курортов не является «расходным обязательством бюджета государства», уполномоченный федеральный орган в сфере курортов так и не определен, земли федеральных курортов стали муниципальными, используются под что угодно.
У правительства Ставропольского края нет интереса сохранять и бережно использовать потенциал федерального курортного региона в целях оздоровления населения России. Нет желания делиться властью ни с кем, ведь оценка деятельности руководства края идет по другим критериям – массовая застройка природных ландшафтов, широкое строительство многоэтажных домов, реализация инвестиционных проектов, не связанных со спецификой и прямо опасных для курортов и т.д.
Строительство ведется хаотично, без учета генеральных планов, наличия свободных коммунальных ресурсов – воды, электроэнергии, газа, мощностей водоотведения и очистки. Теперь обычным явлением в курортной зоне Пятигорска стали «ароматы» от главных очистных сооружений Кавминвод в селе Константиновка, которые уже давно не справляются с нагрузкой.
Зоны санитарной охраны погрязли в свалках. Число автомашин выросло настолько, что смог стал привычным явлением федеральных курортов, где лечебным является и воздух.
Точнее, являлся. А строительство объектов торговли достигло такого размаха, что теперь на каждого жителя приходится несколько сот метров торговых площадей.
Все это ведет к неминуемой деградации курортов КМВ. Назвать сегодня Пятигорск курортом – значит сильно кому-то польстить. Узкая полоска санаториев у самого подножья Машука – это уже не курорт.
И самое страшное, что путь развития региона, выбранный и проводимый руководством края – это гарантированное уничтожение национального достояния, на фоне красивых слов и пустых обещаний.
Об отсутствии у губернатора и правительства Ставропольского края заботы о курортах и их нуждах говорит только один факт – ни одного рубля курортного сбора не попадает в национальный парк «Кисловодский», главный лечебный ресурс Кисловодского курорта. Деньги тратятся на объекты вокруг парка, а о парке, мол, пусть думают другие. Минприроды, например.
Чашу терпения жителей Кавминвод переполнило желание власти Ставропольского края построить еще одно вредное производство – химический завод по производству нитроцеллюлозы в Лермонтове, находящемся в зоне ограниченного природопользования (3 зона) горно-санитарной охраны территории курорта Железноводск.
Народ категорически против размещения очередного вредного производства в регионе Кавминвод. При этом в Лермонтове до сих пор на земле лечебно-оздоровительной местности и федерального курорта действует «Гидрометаллургический завод». Здесь производят удобрения, используются соляная кислота, аммиак и другие вредные вещества.
Сброс воды, используемой в производстве, происходит в районе реки Кума и Южно-Калабарского месторождения минеральных вод (самой ценной Ессентукской группы минеральных вод). Последствия деятельности завода требуют серьезных государственных научных исследований в регионе Кавминвод.
Ввиду чрезвычайной важности спасения, сохранения и бережного развития национального достояния народов России – Кавминвод ТРЕБУЕМ:
1. Создать самостоятельный уполномоченный орган федеральной власти в сфере сохранения и развития курортов, руководитель которого будет назначаться и освобождаться от должности президентом Российской Федерации.
2. В структуре этого ведомства предусмотреть создание отдельных администраций на каждом федеральном курорте, с назначением руководителей по согласованиию с полномочными представителями президента РФ.
3. Пересмотреть действующее законодательство в сфере курортов, вернув федеральную собственность на земли федеральных курортов, закрепив нерушимо собственность государства на гидроминеральные и иные лечебные ресурсы, установив параметры их защиты от деградации и утраты природных лечебных свойств, а также государственное финансирование этой деятельности.
4. Вернуть санаторно-курортное лечение в сферу здравоохранения как основы профилактики заболеваний и определить порядок государственного софинансирования санаторно-курортного лечения граждан России.
5. Провести анализ целевого использования санаторно-курортных объектов федеральных курортов.
6. Вывести с Кавминвод или перепрофилировать все вредные производства.
Михаил АНТОНОВ