Обладательница красивейшего колоратурного сопрано уверена, что если голос есть, на его звучание не может повлиять практически ничего, даже семечки
Ее волшебным сопрано восхищается публика всего юга России. Ирина Белая - солистка Ставропольской краевой государственной филармонии. Лауреат международных и всероссийских конкурсов, призер многочисленных фестивалей, в том числе одного из самых престижных - Открытого всероссийского конкурса исполнителей романсов, посвященного 200-летию со дня рождения Глинки.
Ирину Белую любят и рядовые слушатели, и взыскательная публика. Еще несколько лет назад она была солисткой Астраханской государственной филармонии, а затем по личному приглашению бывшего губернатора края Александра Черногорова, который был поражен красотой ее голоса, Ирина переехала жить в Ставрополь. Здесь молодая певица сразу же нашла своего зрителя. Белую назвали «ставропольским соловьем» после того, как она изумительно исполнила «Соловья» Алябьева.
Ирина известна не только своими роскошными выступлениями, но и благотворительными делами. Об этом она рассказала в беседе корреспонденту «Открытой».
- Вы приехали в Ставрополь из Астрахани, но говорят, что с нашим городом вас многое связывает?
- Я родилась здесь, так что я ставропольчанка, но не коренная, потому что родители мои из центральной России. Папа военный, поэтому кочевали по всей стране. Отца пригласили преподавать в Ставропольское летное училище, здесь мы на время и осели. Я окончила 23-ю школу, затем поступила в Ставропольский госуниверситет на физико-математический факультет.
- На физмат? А как же две консерватории?
- Да, я поступила в Саратовскую консерваторию, а потом перевелась в Астраханскую, ее и закончила. Моя мама была категорически против того, чтобы я становилась артисткой. Она говорила: «Ирочка, у тебя не будет, ни семьи, ни нормального заработка. Да еще и постоянные переезды, гастроли. Иди в преподаватели, всегда на хлеб заработаешь!» Поэтому я и поступила на физмат, но перед этим окончила Ставропольское училище искусств.
Получив диплом преподавателя, уехала в Саратов. Во время учебы в консерватории я приезжала сюда, давала концерты: выступала с оркестром «Кантабиле». А потом Александр Леонидович пригласил меня стать солисткой Ставропольской государственной филармонии, пообещал и с жильем помочь. Как только я переехала, мне сразу дали квартиру.
- Не жалеете, что уехали из Астрахани?
- Ни разу еще не пожалела. Хотя Астрахань намного больше Ставрополя, там несколько театров, в том числе и оперный есть, но здесь мне нравится больше. К тому же Астрахань - не мой город: летом жара, мошкара, комары, дышать нечем! Здесь климат мне больше подходит. Но я своих бывших коллег не забываю: регулярно выезжаю на астраханские фестивали, пою в театре. Недавно получила там премию имени знаменитой оперной певицы Валерии Барсовой.
- Как вас принял творческий коллектив, наверняка возникали разногласия?
- Здесь меня коллектив принял прекрасно и никаких козней не строил, наоборот, поддерживали, объясняли. Может, я счастливый в плане работы человек, но на коллективы мне везет.
- Я знаю, что ваша мама тоже прекрасно пела...
- Да, так и было. Считаю, что голос я получила в наследство. У мамы был просто изумительный голос, она химик по образованию, но все свободное от работы время посвящала творчеству, была солисткой двух хоров в самодеятельности. Причем она пела и народным, и академическим вокалом. Со своим хором выступала даже в Колонном зале Дома союзов.
- У вас есть преданные поклонники в Ставрополе?
- Есть. Я их вижу на каждом концерте, они приходят с шоколадками, букетами цветов, дарят раритетные ноты. Мне даже неудобно перед ними, потому что обычно это люди с небольшим достатком, и подарки наверняка им не по средствам.
Я благодарна им за любовь и внимание и за то, что они интеллигенты: не навязываются, не вторгаются в мою жизнь, а просто наблюдают за мной со стороны.
Когда я работала в Астрахани, меня там очень любила одна семья. Так они не букеты несли на сцену, а корзины клубники, яблок, абрикосов. Просто у этих людей есть дача, и они старались отблагодарить меня, чем могли. Это было очень трогательно.
- Творческие кризисы бывают?
- Конечно, как и у всех творческих людей. Но только я выхожу на сцену, зазвучат первые звуки, первые аккорды и ... забываешь все свои проблемы: с кем ты поругался, невыясненные отношения, транспортные пробки... Зазвучала музыка, и все забываешь.
- Чистым искусством жить получается?
- Нет, к сожалению. Артисты вынуждены работать в нескольких местах, на нескольких работах. Иначе просто не на что будет хлеба купить. Я сейчас пою не только в филармонии, но и выступаю с муниципальным оркестром «Кантабиле», преподаю в колледже искусств. Устаю дико.
- Ирина, как вы бережете свой голос? К примеру, эстрадные звезды рассказывают, что перед концертом ни в коем случае нельзя есть семечки...
- Не знаю, что уж там вам наговорили эстрадники. Но абсолютно точно как профессионал заявляю, что на голос артиста ничего не может повлиять, кроме сильных стрессов. А что ты там кушаешь - семечки, орехи, бананы, мороженое – это все мелочи. Опять же, зачем есть семечки перед концертом? Непонятно. Я лично перед концертом места себя не нахожу, волнуюсь за выступление, а эстрадники, видите, семечки щелкают.
- Бывали с такой серьезной артисткой забавные случаи на сцене?
- Конечно, бывали, как и у любых артистов. Иногда от волнения слова песен забывала. На ходу начинаешь придумывать, и знаете, все получалось. Придумываешь такое, чего в спокойном состоянии никогда бы ты не выдумал. Перед ответственным концертом, когда народа в зале много, волнуешься так, что чуть ли не сознание теряешь! Думаю: «Господи, зачем мне все это нужно. Может, все бросить и уйти?» Но потом собираю волю в кулак и иду к зрителям. А вот когда все заканчивается, испытываешь такой восторг, не передать!
Хочется, чтобы люди приходили на концерты классических исполнителей, пусть я буду в десять раз больше волноваться, лишь бы зрителям нравилось.
- А сами бы вы какой концерт посетили? На сегодняшней эстраде вам кто-то нравится?
- Очень люблю Софию Ротару. Это, пожалуй, единственная исполнительница, на чей концерт я бы пошла. Она простая, искренняя. Прекрасно выглядит. Какая лирика, какие интонации в голосе! Ведь самое сложное для артиста - это передать свои чувства интонациями в голосе. У Ротару – получается.
Еще мне очень нравится великолепная исполнительница русских романсов Валентина Пономарева. Самобытная, интересная, искренняя. А из оперных див импонирует Анна Нетребко.
- Ваш муж, наверное, бизнесом занимается?
- Он дирижер-хоровик, окончил консерваторию. Мы познакомились с ним в Астрахани, там и поженились. Сначала тоже хотел по профессии работать, но семью кормить надо. Здесь он много профессий испробовал. Кем только не был, приходилось даже ремонтировать бытовую технику, а сейчас он работает рекламным менеджером.
- Я знаю, что вы широкой души человек. Совсем недавно организовывали благотворительный концерт, чтобы собрать деньги на лечение девушке, больной лейкемией…
- Помогла, чем могла. Билеты продавала, деньги собирала.
А как можно остаться в стороне от людского горя? Историю Оксаны Глушковой, больной лейкемией, я узнала, увидев объявление по телевизору. 18-летняя девушка погибает, ей срочно нужна операция. Записала телефон, позвонила, ответила мама. Мы разговорились, меня потрясла ее история, страдания.
Я решила организовать благотворительный концерт, чтобы помочь Оксане, меня поддержали многие и в первую очередь руководитель муниципального оркестра «Кантабиле» Сергей Кириллов и замглавы Ставрополя Ольга Рецева. Мы продали билеты, зал был полон. Собрали 85 тысяч рублей. Все отдали в помощь семье Глушковых. Насколько я знаю, в июле Оксане все же сделают в Петербурге операцию.
- Когда выдается свободная минутка, о чем мечтаете?
- Мечтаю о многом. Очень хочу выучить итальянский язык, мне ведь приходится частенько петь на нем. Но никак не могу найти время. Мне кажется, что у всех творческих людей есть определенная доля лености. Я, к примеру, обожаю поспать. Если станет выбор между сном и какой-нибудь тусовкой, то я выберу сон. Самая главная мечта, чтобы люди приходили на концерты в филармонию, чтобы были полные залы, даже если я буду в тысячу раз больше волноваться перед каждым выступлением.
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА