Ставропольцы первыми в России увидели премьеру фильма Наталья Бондарчук «Гоголь. Ближайший»
Сейчас об актрисе и режиссере Наталье Бондарчук, дочери легендарного советского режиссера Сергея Бондарчука и популярной советской актрисы Инны Макаровой, пишут и рассказывают нечасто. А несколько десятилетий назад об этой красавице, внешне очень похожей на отца, писали все газеты мира.
В юном возрасте Наталья снялась у гениального режиссера Андрея Тарковского в культовом фильме «Солярис». Картину включили в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа. Она была удостоена второго по значимости приза - Гран-при - на Каннском фестивале в 1972 году. После «Соляриса» были такие всенародно любимые картины, как «Красное и Черное», «Звезда пленительного счастья», «Пришел солдат с фронта» и многие другие.
Сейчас Наталья Сергеевна сама снимает фильмы. В ее коллекции уже восемь полнометражных картин. Самые известные - «Одна любовь души моей», «Пушкин. Последняя дуэль».
Наибольшую известность получили два фильма, поставленные Бондарчук в конце 80-х годов: «Детство Бэмби» и «Юность Бэмби». В фильме снялись ближайшие родственники Натальи Сергеевны: сын Ваня Бурляев, мама Инна Макарова, бывший муж Николай Бурляев и, наконец, сама Наталья Сергеевна. Дилогия о Бэмби была отмечена большим количеством наград на различных фестивалях. Эти фильмы посмотрели почти десять миллионов детей.
В наш край Наталья Бондарчук привезла свою последнюю картину «Гоголь. Ближайший». Ставропольцы стали первыми зрителями в России, увидевшими этот потрясающий фильм. «Гоголь. Ближайший» рассказывает о последних днях жизни великого писателя.
Кстати, в фильме заняты прекрасные актеры: Валентина Теличкина, Николай Бурляев, весьма необычная драматическая роль у гламурной Анастасии Заворотнюк. Она играет любимую женщину Гоголя, его музу. Надо отметить, что Заворотнюк в таком образе смотрится весьма органично.
Презентация картины проходила в кинотеатре «Салют», в уютном зале собрались ставропольские школьники и их педагоги. Надо сказать, что Наталья Сергеевна быстро смогла завоевать аудиторию и увлечь рассказами из своей жизни говорливых и непоседливых школьников.
После презентации Наталья Бондарчук (на снимке) пообщалась с корреспондентом «Открытой» газеты:
- Наталья Сергеевна, почему вы вплотную занялись Гоголем?
- О Гоголе никто никогда фильмов не снимал. По его произведениям было много картин, но биографического кино никто не делал, и это большая несправедливость. Мне очень хотелось рассказать о том, какой он был человек на самом деле. Николая Васильевича в фильме играет прекрасный актер Евгений Редько. «Гоголь. Ближайший» - фильм сложный, религиозный.
- А откуда такое странноватое название фильма?
- Помните знаменитую картину художника Иванова «Явление Христа народу»? Там ближайшим ко Христу изображен Николай Васильевич Гоголь в образе странника. Так и родилось название картины «Гоголь. Ближайший».
Что касается ленты, то съемки мы проводили в разных странах - в Венеции, Берлине, Дрездене, Риме. Гоголь - самый путешествующий человек, у него и дома-то своего не было. Съемки ленты проходили в Москве, на родине писателя в Украине и в Италии.
Нашу съемочную группу допустили в святая святых - монастырский скит, где Гоголь беседовал со своими духовными наставниками. Кстати, на картину про Гоголя невозможно было найти негосударственные деньги, поскольку предприниматели, как правило, поддерживают кино другого характера.
- Правда, что Андрей Тарковский не сразу утвердил вас на главную роль в «Солярисе»?
- Да, правда. Я на всю жизнь запомнила наше знакомство с Тарковским. В то время я училась во ВГИКе на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Мы стояли возле окна, готовились к лекции, слышу - кто-то из однокурсников говорит: «Смотрите, гений идет!» Тарковского уже тогда считали талантливейшим режиссером. Помню, что он был очень модно одет.
В наш вуз Андрей Арсеньевич приехал искать актрису на главную роль. Мне он тогда сказал, что я слишком молода, чтобы играть с Донатосом Банионисом.
Нас было на курсе четыре Наташи, которые стали известными актрисами: Белохвостикова, Гвоздикова, Аринбасарова и я. Кстати, скоро на Первом канале выйдет фильм, рассказывающий о нашем курсе.
Как оказалось, Тарковский так никого и не нашел в тот день на роль. И только потом, через несколько месяцев, он утвердил меня. Это, наверное, один из самых главных фильмов в моей жизни.
Можно сыграть в 100 фильмах, и тебя никто не запомнит, а я сыграла в одном, и меня узнал весь мир. С «Солярисом» мы побывали в 50 странах.
- Чем вас так привлекают судьбы русских поэтов и писателей? Вы воссоздаете их историко - художественные биографии, которые используете потом в фильмах...
- Я это делаю принципиально. Потому что у нас в России был только один раз Золотой век культуры, когда родились Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев - вся плеяда гениев. Эти имена знает весь мир. Такого уже больше никогда не будет.
- Говорят, в вашей семье царил культ книги?
- Да, мой папа Сергей Федорович Бондарчук очень любил покупать книги.
Ведь вся его жизнь - это самообразование. Он парень-то деревенский был, родился в селе Белозерка, воспитывался и учился в провинциальных Ейске и Ростове. Одно время слыл настоящим ростовским хулиганом. И уже взрослым человеком попал в Москву. Мама вспоминала, как он говорил: «Посмотри, вот книга, всего-то 25 копеек стоит, а ведь гений написал. Как же ее не купить?»
У отца была огромная библиотека. Я сейчас просматриваю эти книги, и там все самое важное уже подчеркнуто и отмечено. Очень много отец читал, готовясь к съемкам, выделял в книгах стержневые мысли, которые использовал потом в фильмах. Книга воспитывает душу.
- Многих молодых людей сейчас с ремнем не заставишь книги читать, все заменяют компьютеры...
- И у моей дочери Машеньки настоящий интерес к чтению проснулся только к 17 с половиной годам, то есть практически ко времени ее полного взросления. Она поступила в ГИТИС и стала работать актрисой. Знания и чувства, рожденные русской культурой, ей весьма пригодились для работы.
Если честно, до поступления в вуз и я не очень-то много читала. А мой педагог, знаменитый режиссер Сергей Герасимов, провоцировал нас такими разговорами: ну вы, конечно, помните, как писал Толстой или Достоевский о том-то? И мы неслись в библиотеку, разыскивали в их произведениях упоминаемые эпизоды. А Сергей Аполлинариевич нарочно давал нам фрагменты только из лучших произведений.
Во время учебы я сыграла 420 классических ролей. К слову, театр - замечательный способ приобщить детей к хорошей литературе. Это я вижу по своим маленьким актерам, с которыми как режиссер работаю.
- Как вы думаете, почему интерес к книгам, к литературе у современной молодежи пропадает?
- Наша страна была самая читающая в мире. К нам приезжали из-за рубежа - посмотреть, какая мощная у нас система образования.
Я вспоминаю себя в 1960-е годы, мы бегали на «Таганку», посещали премьеры, из-за рубежа я привозила столько запрещенной литературы, что складывала это под кровать, чтобы кто-нибудь случайно не увидел. Это были книги Пастернака, Цветаевой, Ахматовой, Солженицына.
И все это читалось взахлеб, поскольку тайное всегда привлекает внимание. Мы самообразовывались на лету. А сейчас всего полно и никто ничем не интересуется, все идет мимо.
Сегодня, к глубочайшему сожалению, культурных и по-настоящему интеллигентных людей становится все меньше.
- Наталья Сергеевна, почему именно Ставрополь был выбран для премьеры?
- Я давно и хорошо дружу с министром образования Ставропольского края Аллой Золотухиной. Она мне очень помогла в презентации фильма «Гоголь. Ближайший» в вашем городе. Я ей очень благодарна и признательна.
Один бог ведает, каких трудов и денег стоит сейчас, во время кризиса, снимать некоммерческое кино. Мне пришлось влезть в долги, набрать кредитов, даже заложить квартиру, чтобы доснять картину.
Теперь же, после окончания съемочного процесса, придется обойти много инстанций, чтобы получить госпрокат «Гоголя». Я соберу целую команду актеров: Николая Бурляева, Настеньку Заворотнюк, Машу Бурляеву - и мы будем ездить по городам творческой бригадой и представлять наш фильм. Думаю, что в Ставрополь тоже приедем обязательно.
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА