Число обращений граждан в правительство края выросло в два с половиной раза, а лично к губернатору - на треть. Это тревожная статистика, которую высшие чиновники не анализируют и не делают выводов
Такие данные приводит управление по работе с обращениями граждан.
Так, за девять месяцев года в Белый дом поступило 16373 обращения. В надежде на помощь люди все чаще предпочитают обращаться лично (в том числе на имя губернатора и членов правительства) - число таких жалоб, минуя почту, с начала года увеличилось в 2,6 раза.
Рост количества жалоб и заявлений прокатился по всем городам. Наибольший - по четырем из них: Ессентуки (60%), Невинномысск (49%), Пятигорск (47%), Ставрополь (36%).
Рост числа жалоб и заявлений (от 69 до 45%) зафиксирован в Кировском, Ипатовском, Шпаковском, Грачевском, Кочубеевском и Советском районах.
Социальный состав заявителей представлен практически всеми социально-демографическими группами населения, но самая большая из них (около трети) - это пенсионеры. Кроме того, в отчетный период поступило 889 коллективных обращений, что на четверть больше, чем за девять месяцев прошлого года.
На первом месте стоят социальные проблемы, на втором - коммунальные.
Поступившие заявления в установленные сроки направлены «на рассмотрение по компетенции», в том числе 8032 - в районные и городские администрации, 9426 - в краевые министерства и ведомства.
Наибольшее количество обращений рассмотрено в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ, в управлении края по строительному и жилищному надзору, а потом уже в министерстве социальной защиты населения и министерстве здравоохранения.
Более трети всех обращений (6 тысяч) было поставлено на контроль в аппарате краевого правительства. Из них 1100 требований граждан удовлетворены в полном объеме.
Если вкратце, пожалуй, все. Но и этого достаточно, чтобы поразмыслить над тем, как живем мы, откуда ждем помощи, да и вообще, ждем ли?..
Первое, что поражает, это, конечно, стремительный рост жалоб. Вот бы такого роста добились в промышленности, сельском хозяйстве! Даже не за девять месяцев, а хотя бы за девять лет. Тогда, глядишь, население и вовсе жаловаться бы перестало.
Кто-то может сказать, что жить хуже стали, вот и жалуемся. Однако резкий рост числа обращений, скорее всего, связан с назначением в край Владимира Владимирова. Так бывает всегда, когда приходит большой начальник, и с ним связывают большие надежды. И хотя жалобы в краевую администрацию массово повалили уже с октября (Владимиров занял должность врио губернатора в конце сентября), то есть еще в прошлом году, на этот год их тоже хватило с лихвой. И это тоже объяснимо.
Владимиров долго проходил с приставкой «врио», и все это время населению внушали, что кардинальных решений он принимать не будет: надо, мол, ему освоиться, присмотреться. А вот там уж, как выберут, - вот тогда и задаст губернатор проходимцам, корыстолюбцам, ворам и бездельникам жару!
Народ в эти разговоры, курсировавшие весь затянувшийся предвыборный период, верил, а потому и строчил письма - целыми коллективами - в надежде, что они не пройдут мимо первого лица, что он непременно отреагирует на них, поскольку хочет на выборах победить.
Более того, люди толпами лично (!) несли жалобы в Белый дом, веря, что этот их личный визит к большим начальникам непременно будет отмечен, что по письмам проведут тщательную проверку и дадут объективный ответ.
О том, что надежды люди связывали именно с губернатором и членами его команды - министрами и зампредами правительства, говорит и пример, который приводит в своей отчетности управление по обращениям граждан.
Жильцы многоэтажки по улице Пригородной в Ставрополе выразили благодарность губернатору за то, что тот на встрече с жителями микрорайона не забыл об их просьбе и поручил коммунальщикам прочистить дренажи и ливневки. Казалось бы, нормальная ситуация: люди пожаловались, губернатор отреагировал. Однако есть в этом ряд нюансов.
Во-первых, не стоит забывать, что встречался губернатор с жильцами в предвыборный период, и задача набрать баллов общенародного доверия была для него не последней.
Во-вторых, хвалить надо не за то, что губернатор заставил прочистить ливневки, а за то, что коммунальщики в крае без напоминания первого лица сами делают свою работу.
И в-третьих. От Владимирова ждут, прежде всего, не окриков на подчиненных, а решения хронических проблем, которые и порождают в обществе произвол, апатию, нежелание идти рука об руку с властью. А как без этого поднимать экономику, бороться с санкциями?
Сколько жалоб из 16373 удовлетворены полностью, из информации правительства понять невозможно, а это ведь самое важное. Думаю, такой статистики просто не существует. Абсолютное большинство жалоб отписано «по компетенции», а там, в городах и селах, ходу им не дадут, жалуйся хоть до скончания века. Это подтверждают сотни наших читателей, чьи письма губернатору возвращаются тем, на кого жаловались, и остаются там без движения.
Да и те 1100 жалоб из числа поставленных на контроль непосредственно в правительстве и якобы удовлетворенных в полном объеме тоже вызывают сомнение.
Не думаю, что в этих успокаивающих ответах содержатся обещания решить хронические проблемы с конкретными сроками и исполнителями. И сомнения эти в эффективности правительственных ответов опять-таки подкрепляются газетной практикой.
Если бы чиновники брали на контроль и решали хотя бы тысячную долю проблем, озвученных ставропольскими СМИ, властью можно было бы по праву гордиться. Но действительность такова, что собака лает, караван идет. Чиновники вообще считают, что газетная критика не про них.
Конечно, с выводами газеты можно поспорить, но грустной и тревожной статистики этим не отменить. Дело в главном: если все больше людей переполняет злость, досада, возмущение, то властям надо не только крепко призадуматься, но и детально проанализировать причины протестных настроений. А потом требовать от конкретных чиновников конкретных мер, если требуется, то с грохотом увольнять бездельников и саботажников.
Можно не сомневаться, что грохот этот дойдет до ушей всех прочих и, возможно, подтолкнет к тому, чтобы работать по совести и закону.