Рейтинг идиотизма
Под Новый год вышел очередной законодательный «шедевр» за подписью губернатора Ставропольского края, а именно 162-кз от 25.12.2020г. «О внесении изменений в статьи 10 и 11 Закона Ставропольского края «Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края» (от 14 апреля 2014 года №25-кз).
К слову сказать, в преамбуле нет ни одной ссылки на какие-либо основания из федерального законодательства: ни одной статьи, ни даже пунктика. Пунктиков у нас своих, знаете ли, хватает. Так, сами захотели, сами приняли. Дума проголосовала. А чего ж не проголосовать?
В чем же, если коротко, суть? А суть в том, что части 4-е 10 и 11 статей излагаются в новой редакции, по которой отменяется проведение конкурсов при назначении руководителей государственных учреждений (унитарных, здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и т.д.) и эти самые руководители принимаются по срочному трудовому договору по соглашению сторон.
Прокуратура согласовала данные изменения. А что там согласовывать? Один лист, на втором подпись Владимирова. И потом, им же никто не рассказывал, наверное, что после вступления закона в силу, в крае будет затеян массовый исход руководителей госучреждений.
Что означает назначение руководителей без конкурса? Закрытость, непрозрачность, недоступность для граждан информации о вакансиях и нарушение прав граждан на участие в этих самых конкурсах. А вдруг есть способные, образованные, перспективные профессионалы, которые смогут достойно возглавить учреждения?
Не кажется, что на лицо коррупционная составляющая данного закона? Почитайте ст.3 и ст.7 закона «О противодействии коррупции», там все сказано. Деятельность органов власти должна быть открытой и прозрачной, а главное, законной, к тому же и в ст.275 Трудового кодекса РФ говорится о проведении конкурсных процедур, существуют и другие нормативно-правовые акты о конкурсах при назначении руководителей учреждений.
Означает это, что хотят назначать своих. В России это называется местничество. На всякие важные должности назначали родственников, своих людей. При царе Федоре III Алексеевиче (родном брате Петра I) на собрании служивых людей в 1862 году местничество было официально отменено. Но, видимо, искоренить его вряд ли когда-нибудь удастся.
Итак, для чего всех руководителей держать на коротком поводке, каждый год заключать и продлевать срочный трудовой договор? А ведь могут и не продлить, вдруг местечко кому понадобится – правительство большое: тетю там, дядю, племянницу, жену, тещу, любовницу, наконец, кому-то понадобится пристроить?
Еще есть мнение, что так хотят избавиться от нерадивых руководителей, а остальных держать, так сказать, в тонусе. А куда же еще тонус добавлять, он систематически тренируется проверками: прокурорскими, Роспотребнадзора, Госпожнадзора, транспортной инспекции и других многочисленных надзорных органов, тренируется огромным объемом работы, не считаясь с личным временем и здоровьем, которое отрывается от семьи, и большой ответственностью за все и всех в своем учреждении. А нерадивых можно и так уволить за нарушения.
Так убивается стимул качественно работать. Зачем человеку стараться, тратить свое время и здоровье, если у него временный договор с работодателем, и неизвестно, что будет через год, гарантии отменили.
И тут нужно остановиться подробнее. В части вышеуказанного 162 краевого закона, касающейся заключения с руководителями государственных учреждений срочных трудовых договоров по соглашению сторон, эта норма должна распространяться на вновь назначенных руководителей, т.к. в соответствии со ст. 12.Трудового кодекса РФ, которая называется «Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени»,«закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом».
Данный 162-кз прямо не предусматривает распространения на правоотношения, возникшие до его введения, и не может предусматривать, так как в соответствии со ст.58 Трудового кодекса РФ«Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок».
Имеется информация, что недавно в министерстве имущественных отношений (по личному поручению губернатора) состоялось совещание с начальниками отделов кадров министерств Ставропольского края, на котором было дано устное указание внести изменения в уставы государственных учреждений, уволить всех по ч.2 ст.278 (без объяснения причин) и затем принять всех руководителей, в том числе принятых задолго до введения в действие данного закона, на срочные трудовые договора, тем самым нарушив федеральное законодательство (ст.58 ТК РФ и т.д.).
Желание губернатора – Закон, что там Трудовой кодекс? В министерствах закипела работа, меняют уставы, идут разговоры орасторжении бессрочных и заключении срочных договоров, которые будут заключаться сроком на один год. В соответствии со ст. 58 ТК РФ, срочные договора заключаются при назначении или если работа носит временный характер, а государственные учреждения – не временная стройка, а устойчиво функционирующие организации.
Конечно же, это вызвало среди руководителей возмущение грубым нарушением Трудового кодекса и неуважением к федеральному законодательству, напряжение, унижение, страх за работу, обращения в профсоюз.
В крае сотни государственных учреждений и планируется нарушить законные права и гарантии на труд большого количества руководителей: заведующих детскими садами, директоров музеев, Домов культуры, реабилитационных центров, детских домов, школ для детей с ОВЗ, психоневрологических интернатов, домов-интернатов для инвалидов, психологических центров, колледжей и техникумов, главврачей государственных больниц, руководителей многих других государственных учреждений, т.е. нескольких сотен, а может, и тысяч человек.
Вот такое масштабное нарушение трудовых прав людей планируется в крае. А ведь эти руководители на своих местах должны быть гарантом соблюдения законодательства по отношению к сотням своих работников. Будут ли, если к ним проявят такой правовой беспредел?
Первым на защиту руководителей государственных образовательных организаций стал краевой профсоюз работников образования, который направил письмо в защиту руководителей и Трудового кодекса. Вот только надежды мало, что услышат.
Может, в правительстве нет Трудового кодекса? На 1-ом этаже продается в киоске «Союзпечать», купите, почитайте, синего цвета книжечка, недорогая, ваших зарплат хватит. И не кладите на стол пылиться, изучите! И еще надо учиться уважать и не нарушать федеральные законы, их все-таки Президент подписывает! Не подставляйте его, не дискредитируйте власть.
Считаем острой необходимостью, чтобы прокуратура и трудовая инспекция края дали правовую оценку сложившейся ситуации и комментарии по вопросу применения 162-кз, а также взяли на контроль реализацию закона, чтобы не допустить этот правовой беспредел. Хотелось бы обратить внимание наших депутатов на качество закона, чтобы не было по пословице «закон, что дышло, куда повернул, то и вышло».