Поиск на сайте

Трудящиеся всего мира долго боролись за сокращение продолжительности рабочего дня. В XIX столетии, когда Маркс писал свои работы об эксплуатации пролетариата, рабочему приходилось «пыхтеть» на хозяина в течение 12-16-часовой смены с одним (в лучшем случае) выходным. Под натиском производительных сил продолжительность рабочей недели постепенно сократилась до 40 часов, которые и считаются в наше время оптимальным временем, отдаваемым труду. Как говориться, и овцы целы, и волки сыты. Окончательна ли эта цифра? В Швеции некоторые компании решили пойти дальше. 

Традиционная сорокачасовая рабочая неделя

Практически во всем мире работники приходят на службу к восьми (реже к девяти) и уходят домой в пять (соответственно шесть) вечера. Один час отводится на обеденный перерыв. Столь щадящим график был не всегда. К примеру, в 20-е годы XX века на заводах Форда сборка автомобилей шла в две смены, а на еду отводилось всего несколько минут, - тележки развозили сэндвичи и апельсины прямо к конвейеру. Даже в туалет нельзя было отойти без оповещения мастера и подмены, а там, в клозете, существовали свои уловки в виде наклонных унитазов (чтобы не засиживались) и низких перегородок (чтобы было видно, кто там стоит). Сегодняшние условия показались бы фордовским рабочим райскими. Но и они уже вызывают определенное недовольство, а к концу пятницы часто можно наблюдать откровенный саботаж. И в Швеции решили эту систему сломать. 

Прогрессивный шведский опыт

Во всей Европе Швеция славится как страна, в которой предприниматели смело идут на принятие новаторских схем производства. В 70-е годы здесь наблюдался переизбыток инженеров, и тогда им предложили собирать автомобили, причем конвейер сделали не линейным, а круговым, чтобы каждый работник мог наблюдать все промежуточные технологические этапы. Результат превзошел самые смелые ожидания. По количеству ценных рацпредложений «Вольво» и «Сааб» опередили всех мировых автопроизводителей, то же можно утверждать и в отношении качества. Страна и сейчас находится на переднем крае разработки и реализации позитивной практики. Так, здешний подход к утилизации мусора настолько эффективен, что только 1% отходов отвозится на свалки. Возможно, вскоре Швеция станет первой страной в мире, практически полностью отказавшейся от ископаемого топлива. И вот теперь здешние предприниматели готовы добровольно перейти на шестичасовый рабочий день.

Смысл сокращения рабочего времени

Все очень просто. Работник, «отбывающий номер», как кару небесную, работает недостаточно производительно. Его постоянно отвлекают мысли о домашних проблемах, на разрешение которых ему постоянно не хватает времени. Высший менеджмент компании Filimundus решил отнестись с пониманием к устремлениям своих сотрудников уходить пораньше, но, конечно же, с одним важным условием. За шестичасовый рабочий день каждый разработчик программ должен выполнить дневной план, и делать это активно, не отвлекаясь на общение в социальных сетях (да-да, шведы тоже этим грешат!) и на другие посторонние темы. Руководители фирмы очень надеются на то, что персонал с пониманием и благодарностью воспримет это решение, и финансовых потерь компания не понесет. Высвободившееся время работники могут использовать на качественный отдых, общение с семьей, воспитание детей и занятия спортом, что повысит трудовой потенциал в течение рабочего дня. Для «латания дыр», которые неизбежно повлечет эта мера, руководители даже готовы нанять дополнительно 14 работников, труд которых также будет (они на это рассчитывают) очень продуктивным. У наших сограждан может появиться надежда на то, что шведский эксперимент увенчается успехом, и шестичасовая продолжительность дня покажет свои преимущества. Тогда этот опыт можно будет перенять и в России.

Источник: FB.ru
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

 

 

Добавить комментарий