Поиск на сайте

В Детской художественной школе Ставрополя прошла выставка картин молодых педагогов Анастасии Кисличенко и Ольги Севастьяновой  

Выбеленная церковь за оградой, безлюдная паперть, стайка голубей и собака, разморенная жарой: костромской город Галич на выставке в ставропольской «художке» выглядит тихим и безмятежным, словно сон Обломова.  
Когда-то жизнь здесь била ключом, в Европу и Азию тянулись обозы с мехами и рыбой. А сегодня Галич попал в проект по сохранению культурного наследия как один из исчезающих городов России.  
Каждый год мастера со всей страны приезжают сюда с рабочими инструментами. Везут не кирки и домкраты, а краски, мольберты и грунтованные холсты. Сохранить наследие небольших пустеющих городов России доверили живописцам. Среди них две художницы со Ставрополя – преподаватели Детской художественной школы Анастасия КИСЛИЧЕНКО и Ольга СЕВАСТЬЯНОВА. 

По следам «Русской Атлантиды» 

В выставочном зале школы прошла совместная выставка молодых художниц. Масло, темпера, пастель – работы Анастасии и Ольги выполнены в разных техниках и привезены из разных уголков России и зарубежья.  

Одни из самых проникновенных полотен появились на свет в пленэрных путешествиях по маршрутам «Русской Атлантиды». Так называется проект Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ, цель которого «сохранить хотя бы в живописи и графике то, что осталось от культурного наследия постепенно пустующих городов России».  

«Покров, Галич, Осташков – исторические города, исчезающие на наших глазах. Люди разъезжаются, старинные кварталы пустеют, реставрацией древних построек никто не занимается, и они приходят в упадок, – рассказывает Ольга Севастьянова. – Так, в Галиче было 18 храмов, а осталось четыре. Памятники архитектуры, которые рисуют участники «Русской Атлантиды», в любой момент могут быть безвозвратно утрачены. К примеру, на полотна художников попала старая деревянная церковь, которая стояла в деревне недалеко от Галича  с XVII века, а недавно чуть не сгорела». 

За семь лет, которые существует проект, семьсот живописцев из 130 городов мира написали более семи тысяч полотен. «Русскую Атлантиду» ищут художники из России, Афганистана, Италии, Германии, Индии, Египта, Непала, Китая, США... Носители разных культур, приверженцы разных вер получают уникальную возможность заглянуть в мир православного обихода: живут, трапезничают, общаются со священниками и монастырской братией. 

Как правило, пленэры «Атлантиды» проходят на базе монастырей и приходских храмов. Художники рисуют православные церкви, сельскую и городскую архитектуру. Это удивительный опыт, даже если ты приезжаешь из другого края страны: меняешь легкие босоножки на ботинки, кутаешься во все теплое и зябнешь на северном ветру. Ну а если прибываешь, к примеру, из индийской деревушки да в Покровскую Свято-Введенскую Островную пустынь, тут уж перед тобой словно другая планета открывается.  

Но у мольберта, с кистью в руке художники становятся равны. В изяществе силуэтов, гармонии пропорций, белокаменной резьбе и закругленных сводах куполов они находят свою Атлантиду – проявление вечного, тайны созидания, красоту и величие. 

Обезьянам не улыбаться! 

В феврале 2020 года Ольга и Анастасия и сами отправились на «другую планету» – в Раджастан, штат Индии, знаменитый своими замками, храмами и крепостями.  

Поездка состоялась благодаря социо-экологической акции Петербургского центра гуманитарных исследований. То, что путешествие будет необычным, девушки поняли, когда получили письменную инструкцию: не улыбаться обезьянам, потому как они принимают улыбку за оскал и нервно на нее реагируют, и не кидать в них камнями, потому что от этого обезьяны нервничают еще больше. 

Зато у самих зверьков руки были развязаны! 

«Однажды рисую местную архитектуру на фоне Ганга, – рассказывает Ольга. – Работаю над разливами, погрузилась в процесс. Бац – сверху в меня летит камень. Бац – еще один. Что такое? Выглянула наверх через арку: а там сидит обезьяна, ест бананы и между делом кидает в меня камнями. Развлекается!» 

Если животные выглядели устрашающе, художницы вызывали помощь по телефону, и местные секьюрити палками разгоняли хвостатых зевак. Но вскоре гостьи из Ставрополя привыкли к особенностям раджастанского быта: к тому, что в комнате у них живет семья ящериц гекконов, а по улицам ходят стаи обезьяны, на которых лучше не глазеть. Куда полезнее смотреть под ноги, чтобы не наступить на бурундука. И вообще, держать с ними ухо востро: один такой чуть не стащил у Анастасии из пакета баночку с акрилом.  

Мелочи быта быстро ушли в тень, потому что основное время участники проекта проводили за мольбертами, ведь за 20 дней каждый должен был подготовить несколько работ. 

«Бывает, что натура не сразу цепляет, – признается Анастасия Кисличенко. – Но ты берешь себя в руки и начинаешь писать, к примеру, Радж-Махал – дворец-крепость с крутыми лестницами, башенками и бойницами. Томишься, маешься, но во время работы ловишь что-то неуловимое. И картина получается особенная – пыльная, чувственная…» 

«Индийские» этюды и акварели на выставке в художественной школе Ставрополя выглядят экзотично, чудно и чуждо. Вот Джайпур, столица Раджастана, которую называют розовым городом из-за нежного цвета домов в исторической части. В разное время суток он меняется от розового до тепло-янтарного, от яркого оранжевого до бледно-коричневого.  

На холмах вокруг Джайпура стоят величественные форты с прекрасными дворцами, павильонами, садами. Они тоже попали на полотна Анастасии и Ольги. Так же, как Нашик –священный индуистский город, крупный промышленный центр, в котором сохранились и древние храмы, и деревянная архитектура, и огромные купальные гаты.  

Когда на стене рядом с этими картинами видишь пейзаж с банькой под сосной или православную обитель в серый дождливый день, кажется, что индийское буйство красок, все эти изукрашенные фресками чертоги бесконечно далеки от нас. Но в какой-то момент понимаешь, как на самом деле они удивительно похожи – вечер в Нашике и вечер в покровском монастыре.  

В одном – очертания города в розовых сумерках, коровы, бредущие пыльной дорогой, мужчины в белых одеждах на парапете, ведущие неспешный разговор. В другом – темнеющее небо, высокие стены храма, теплый свет в окнах и еще один тихий разговор – двух подруг-монахинь. И кажется, люди на таких разных картинах говорят они об одном и том же. 

Не отвлекайте художника! 

Передать невыразимое – самая сложная задача для живописца, которая требует максимальной отдачи. «Люди часто подходят к работающему художнику поговорить «за жизнь», – делится Ольга. – Им кажется, тот ничего не делает. Ну, стоит, машет кистью – вполне себе может поболтать. На самом деле мастер крайне сосредоточен: ему и ветер мешает, и свет не тот, и краска не ложится. Прохожие обижаются, что не получают ответа, не понимая, какие художник переживает муки творчества. 

Живописец испытывает удовлетворение, когда начинает работу и когда заканчивает ее. Время между – это не радость творчества, а большой сложный труд. И выездные пленэры среди прочего хороши тем, что у тебя нет никаких других дел, кроме как писать картины. Тебя никто и ничто не отвлекает. Только работай!»  

Казалось бы, ну и зачем девушкам этот «большой сложный труд»? А затем что они педагоги, которые открывают детям двери в мир искусства. И затем что художники, которым как воздух нужны вдохновение и новые мотивы.  

«В России нет курсов повышения квалификации для преподавателей-художников – несколько лет, как закрылись, а писать-то хочется, – открывает парадоксальную вещь Анастасия. – В прошлом году мы с Ольгой сами организовали пленэр в Абхазии для коллег. Это был некоммерческий проект. Собрались 28 человек из Питера, Москвы, Башкортостана, Архангельска, Астрахани. Провели пленэр и мастер-классы в Новом Афоне.  

Обычно художники – люди закрытые. Но здесь делились идеями, композиционными и цветовыми решениями. Так что все разъехались по домам с хорошим багажом наработок, впечатлений и «подсмотренных» деталей. 

В этом году из-за пандемии мы отправились в поездку небольшой группой в 15 человек, провели пленэр в Генуэзской крепости. Это археологический и исторический памятник Крыма, и вообще-то туда не пускают даже рисовать. Но для нас сделали исключение – с условием, что по итогам работы мы проведем выставку в крепости и подарим музею часть полотен».  

Анастасия и Ольга не только ищут возможности для собственного роста и организуют практику на природе для коллег-педагогов, но и привлекают к поездкам своих учеников. За последние несколько лет ребята из ставропольской «художки» побывали на фестивалях и пленэрах в Праге, Флоренции, Пекине, Казани, Риме,  Барселоне. 

Юные художники пачками привозят с конкурсов и выставок грамоты и дипломы, но для педагогов куда важнее другое. На выездах даже те из ребят, кто откровенно скучал на уроках, начинают «гореть» творчеством. Работают ночами, ловят кураж, выдают такое, чего в школе не делали в помине. В общем, как их педагоги, тоже ищут свою Атлантиду. 

Фатима МАГУЛАЕВА

Справка 

Анастасия Кисличенко – член Союза Художников России, Союза педагогов-художников России, продуктивно работает в смешанной графической технике. На больших форматах, используя имприматуру (в некоторых работах) и сухую, масляную пастель, она создает серии работ, обладающих сложным колоритом и применением различных технических качеств пастели.  

Окончила Ставропольское краевое художественное училище по специальности «живописец-педагог» и СГПИ по специальности «учитель изобразительного искусства и черчения». С 2007 года – педагог в Детской художественной школе Ставрополя. 

Ольга Севастьянова – член Союза педагогов-художников, в основном работает в живописной, масляной технике. По итогам этюдов, выполненных на пленэре создает серию картин большего формата, композиции.  

Выпускница Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и Ставропольского краевого художественного училища по специальности «живописец-педагог». 

В Детской художественной школе Ставрополя работает с 2012 года. 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях