Поиск на сайте

Автобусные перевозки на Ставрополье – рай для коррупционеров, доказала Счётная палата

 

Аудиторы краевой Счетной палаты провели проверку краевого Минпромтранса. И не напрасно. Пока боссы отрасли отчитывались о липовых «победах», отрасль катилась в тартарары.

 

Еще в 2006 году краевая дума поручила министерству разработать целый пакет целевых программ, в числе которых «Газ», «Нефть и нефтепродукты», «Развитие малой авиации», однако ни один документ до сих пор не принят.
Провальные результаты и в сфере энергосбережения, столь горячо лелеемого президентом: в крае не были даже разработаны меры по стимулированию «экономных» технологий. Напомним, что два года назад Счетная палата уже проверяла госучреждение «Ставропольский краевой центр энергосбережения», действующий под крылом Минпрома.
Оказалось, что за невзрачной вывеской скрывалась настоящая «прачечная» – каждый год здесь умудрялись «отмывать» десятки миллионов бюджетных рублей («Открытая» подробно писала об этом в статье «Филькина контора», №1 от 7 января 2009 г.).
Вообще, про то, каким образом министерское «око» следило за подведомственными учреждениями, стоит сказать особо. К Минпрому относилось восемь ГУПов, а в 12 акционерных обществах министерские чиновники заседали в советах директоров и в ревизионных комиссиях. И вот каков результат их «дальновидного» менеджмента.
Еще девять лет назад решением суда было ликвидировано ГУП «Газовик» (занималось продажей газового топлива в Георгиевском районе), однако до сих пор министерство судебный акт не исполнило. За последние годы признаны банкротами ГУП «Кочубеевская швейная фабрика», ГУП «Краевые сети связи» (Ставрополь), ГУП «Промавтоматика» (Михайловск), ГУП «Металлопласт» (Георгиевск)...
Такая же ситуация и с акционерными обществами, в которых правительство края имеет больше четверти акций. Например, «Нефтегазовая компания «Ставрополье», владеющая сетью автозаправок по всему краю (в которой у правительства 65% акций), за последние два года сократила выплаты дивидендов в восемь раз! Выходит, госкомпания сидит на «золотой» бензиновой жиле, а деньги почти в бюджет не капают, и чиновникам это по барабану.
К слову, деятельность «Ставрополья» уже не раз привлекала пристальное внимание краевых депутатов. На одном из думских заседаний, где разбирали итоги хозяйственной деятельности «Ставрополья», единоросс Геннадий Афонин в сердцах воскликнул: «Бизнес в такой сфере не может быть убыточным! Ясно, что это чье-то карманное предприятие!» (подробнее см.: «Как в черную дыру», №42 от 21 октября 2009 г.). Увы, выводы не сделаны до сих пор.
Впрочем, если ситуацию с ГУПами еще и можно считать проявлением элементарного разгильдяйства чиновников, то в отдельных отраслях буйно процветает неприкрытая коррупция. В частности, при распределении между перевозчиками права работать на межмуниципальных автобусных маршрутах (подробнее читайте об этом в следующем номере «Открытой»).
Счетная палата доказала: большинство маршрутов чиновниками «раздаются» приближенным людям даже без проведения конкурсов (на основании таких «эксклюзивных» договоров трудятся две трети пассажирских компаний Ставрополья).
Впрочем, конкурсы тоже проводятся. Но как! В отсутствие конкурсной документации, по абсолютно непрозрачным условиям, а итоговые протоколы затем тщательно «подчищаются». Порой выходило даже так, что на маршрут «заступал» новый перевозчик, отобранный в ходе конкурса, а там уже вовсю колесил другой, который «застолбил» хлебное место на основе внеконкурсного договора.
Естественно, стремительно плодящимся на дорогах края перевозчикам нужно зарабатывать. Самовольно поднять тарифы на перевозки они не могут, а только по решению краевой тарифной комиссии. И «сердобольные» чиновники Минпромторга завалили ее петициями от автокомпаний с просьбой узаконить новые, повышенные тарифы.
Причем порой безо всякого обоснования расчетов, просто на основе личных «хотелок» отдельных бизнесменов. Видимо, делалось все это небескорыстно – полученную после повышения тарифа сверхприбыль перевозчики делили с чиновниками.
Про иные нарушения, указанные в увесистом акте Счетной палаты, даже и упоминать как-то неловко – десять, двадцать тысяч рублей по меркам прочих министерских «издержек» вообще кажутся детскими шалостями.
Например, на стоянке госучреждения «Ставропольавто» пылилось без дела несколько автобусов на ходу. Это были щедрые «подарки» от имени губернатора края муниципальным автотранспортным предприятиям, которые те отказывались использовать из-за непомерной арендной платы. Зато четыре троллейбуса, продолжавших числиться на балансе края, «Ставропольавто» по сути «подарило» Ставропольскому троллейбусному парку (бюджет необоснованно заплатил за них уже 640 тысяч рублей налогов).
У некоего ООО «Агент-сервис» министерство арендовало офисное помещение на 1,4 млн. рублей дороже суммы, предусмотренной бюджетом. Также без документального обоснования компании «Дон-пригород» министерство щедрой рукой выплатило почти 700 тысяч рублей, якобы причитающихся ей за компенсацию проезда в электричках (причем, как выяснили аудиторы, сами железнодорожники, запрашивая в министерстве суммы компенсаций, частенько практиковали банальные приписки).

 

Сергей ЕВСЕЕВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях