Поиск на сайте

 

 

Выберется ли КЧР из географического тупика?

 

Межрегиональная конференция «Единой России» в Кисловодске с участием  премьер-министра РФ Владимира Путина с новой силой всколыхнула в Карачаево-Черкесии надежды на строительство транзитной дороги через КЧР к Черноморскому побережью.
Премьер сказал следующее: 
- Россия будет вместе с абхазскими партнерами продвигать проект строительства автодороги от Черкесска до Сухуми.
Разговоры о дороге в КЧР  ведутся последнее десятилетие то с оптимистическими нотками, мол, строительство начинается едва ли не завтра, то с долей пессимизма, мол, экологи возражают, потому что часть трассы пройдет по заповедной зоне -  Кавказскому биосферному заповеднику, - и дороге не бывать…
В КЧР все желают, чтобы  автомагистраль к морю построили. Это, наверное, та мини-идея,  объединяющая все народы республики. Сегодня все дороги в КЧР - тупиковые. Например, к морю, в Сочи,  надо ехать через Армавир, Кропоткин, Краснодар  почти 700 км. 
Дорога же из Черкесска в Сухуми, если ее построят,  почти втрое короче - всего 150 - 200 км.
 С появлением  транзитной дороги до моря можно будет доехать за 2 часа. Люди надеются, что республика выберется из географического тупика, появятся рабочие места.
Одни мечтают о том, что с появлением  дороги утром можно будет выехать из Черкесска, днем поплескаться в море и уже вечером вернуться домой. Другие намереваются вдоль дороги выстроить киоски, кафе, мини-гостиницы, организовать бойкую торговлю… Каждому - свое.
На сегодняшний день существует два проекта дороги к  морю, и оба привлекательные.  Первый маршрут: Черкесск – Сухуми. Старшее поколение его помнит под названием Военно-Сухумская дорога, по ней, через Клухорский перевал, исправно ходили междугородные автобусы с Северного Кавказа в Грузию, Абхазию - Тбилиси Сухуми. 
Трасса  асфальтирована от Черкесска до Домбая, асфальт заканчивается лишь у Северного Приюта (границы КЧР),  и его нет на протяжении 25 км - до Южного Приюта, расположенного на территории Абхазии. Дорога узкая, всего 2 полосы, и ездить по ней можно только в теплое время года. Зимой она из-за условий высокогорья (снегопадов) может быть непреодолима. 
Зато трасса Черкесск-Адлер открыта может быть круглый год, всего 270 км до моря. Никаких климатических проблем.  Из Черкесска через  Кумыш - Преградную - Псемен, далее по территории Краснодарского края  через Красную Поляну в Адлер. 
Но на этом маршруте надо прорубить порядка 11 км тоннеля в горах, и часть дороги проходит по территории заповедника, находящегося под защитой ЮНЕСКО.  В общем-то оба проекта реальны, только нет их  реализации. Может, теперь что-то изменится?

 

Алена  ХМЕЛЕВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий