Выберется ли КЧР из географического тупика?
Межрегиональная конференция «Единой России» в Кисловодске с участием премьер-министра РФ Владимира Путина с новой силой всколыхнула в Карачаево-Черкесии надежды на строительство транзитной дороги через КЧР к Черноморскому побережью.
Премьер сказал следующее:
- Россия будет вместе с абхазскими партнерами продвигать проект строительства автодороги от Черкесска до Сухуми.
Разговоры о дороге в КЧР ведутся последнее десятилетие то с оптимистическими нотками, мол, строительство начинается едва ли не завтра, то с долей пессимизма, мол, экологи возражают, потому что часть трассы пройдет по заповедной зоне - Кавказскому биосферному заповеднику, - и дороге не бывать…
В КЧР все желают, чтобы автомагистраль к морю построили. Это, наверное, та мини-идея, объединяющая все народы республики. Сегодня все дороги в КЧР - тупиковые. Например, к морю, в Сочи, надо ехать через Армавир, Кропоткин, Краснодар почти 700 км.
Дорога же из Черкесска в Сухуми, если ее построят, почти втрое короче - всего 150 - 200 км.
С появлением транзитной дороги до моря можно будет доехать за 2 часа. Люди надеются, что республика выберется из географического тупика, появятся рабочие места.
Одни мечтают о том, что с появлением дороги утром можно будет выехать из Черкесска, днем поплескаться в море и уже вечером вернуться домой. Другие намереваются вдоль дороги выстроить киоски, кафе, мини-гостиницы, организовать бойкую торговлю… Каждому - свое.
На сегодняшний день существует два проекта дороги к морю, и оба привлекательные. Первый маршрут: Черкесск – Сухуми. Старшее поколение его помнит под названием Военно-Сухумская дорога, по ней, через Клухорский перевал, исправно ходили междугородные автобусы с Северного Кавказа в Грузию, Абхазию - Тбилиси Сухуми.
Трасса асфальтирована от Черкесска до Домбая, асфальт заканчивается лишь у Северного Приюта (границы КЧР), и его нет на протяжении 25 км - до Южного Приюта, расположенного на территории Абхазии. Дорога узкая, всего 2 полосы, и ездить по ней можно только в теплое время года. Зимой она из-за условий высокогорья (снегопадов) может быть непреодолима.
Зато трасса Черкесск-Адлер открыта может быть круглый год, всего 270 км до моря. Никаких климатических проблем. Из Черкесска через Кумыш - Преградную - Псемен, далее по территории Краснодарского края через Красную Поляну в Адлер.
Но на этом маршруте надо прорубить порядка 11 км тоннеля в горах, и часть дороги проходит по территории заповедника, находящегося под защитой ЮНЕСКО. В общем-то оба проекта реальны, только нет их реализации. Может, теперь что-то изменится?
Алена ХМЕЛЕВА
Добавить комментарий