Поиск на сайте

В Ставрополь привезли уникальные оренбургские платки ручной вязки, которые легко помещаются в яичной скорлупе и проходят через обручальное кольцо
 
В Ставропольском музее изобразительных искусств открылась необычная выставка «Оренбургский пуховый платок», на которой представлены ручные изделия оренбургских мастериц: шали, платки, косынки, палантины. Вот что рассказала корреспонденту «Открытой» организатор выставки Галина АЛЕКСЕЕВА.
 
- Галина Васильевна, Ставрополь - первый город, где побывала эта экспозиция?
- Мы приехали к вам из Оренбурга. До Ставрополя эта выставка побывала уже в десяти городах России. Везде нас замечательно принимали, и интерес к экспозиции в любой точке нашей необъятной родины неизменно высокий. В нашей стране вряд ли найдется человек, который бы никогда не слышал об этом уникальном рукотворном изделии. Ведь оренбургский пуховый платок – это своеобразный символ России, такой же, как хохломская роспись, вологодское кружево или дымковская игрушка.
- Правда, что платки в Оренбурге начали изготовлять много веков назад?
- Да, первые изделия появились еще в конце XVII века, когда русские переселенцы, закрепившиеся на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением. Климат здесь суровый, и переселенцы покупали теплую одежду, связанную из козьего пуха - на Урале обитала редкая порода коз, шерсть которых очень хорошо сохраняет тепло. Известный ученый, автор трудов по изучению Оренбургского края Петр Рычков писал в своих воспоминаниях: «Мы нашли способ извлекать еще одну выгоду из местной породы коз - вычесываем пух из их шерсти и вяжем из него предметы одежды».
- Говорят, что слава об этих платках распространилась далеко за пределы России…
- Так и есть. Мировую известность пуховязальный промысел получил после Всемирной выставки в Лондоне в 1862 году, когда в знаменитом Лондонском хрустальном дворце среди многих сотен экспонатов впервые были представлены шесть прекрасных пуховых платков, связанных оренбургской казачкой Марьей Усковой. Там они стали настоящей сенсацией - иностранцы восхищались белыми «ажурными паутинками», которые умещались в скорлупе гусиного яйца и легко проходили через обручальное кольцо. Зарубежным бизнесменам так понравились эти изделия, что они даже попытались вывезти оренбургских коз во Францию. Но попытка успехом не увенчалась - в Европе козы потеряли качество пуха.
- Наверное, оренбургские платки вяжутся по какой-то особой технологии?
- Да. Технология эта очень сложная, она передается из поколения в поколение. В царской России вязальщицам под страхом смертной казни запрещалось раскрывать секреты вязания. Платок состоит их двух нитей. Через руки мастерицы нить проходит по несколько десятков раз, заряжаясь энергией и аурой вязальщицы, поэтому говорят, что вязать их надо только в хорошем расположении духа. «Снежинки», «паутинки», «лучики», «кошачьи лапки» – ни один рисунок на платках не повторяется, все изделия авторские. Платок состоит из множества мелких рисунков, которые складываются в единую композицию.
- В последнее время модные российские модельеры все чаще стали использовать в своих коллекциях оренбургские платки. Как вы думаете, почему? 
- Знаменитый кутюрье Вячеслав Зайцев всегда отмечал, что оренбургский палантин подходит к абсолютно любому возрасту женщины - оттеняет очарование молодости и подчеркивает благородство зрелости.
- Интерес к выставке в Ставрополе большой?
- Ну, как видите, полный зал гостей. Здесь, кстати, можно и приобрести некоторые изделия. Ставропольские модницы уже присмотрели себе понравившиеся модели и заказали их. Выставка будет работать до 10 февраля, так что спешите увидеть все собственными глазами.
 
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях