Поиск на сайте

Опыт России и Китая: при сохранении неизменным нынешнего курса любые антикоррупционные усилия правительства ситуации кардинально не изменят

 
Наблюдаемое на протяжении последних 10 лет, в целом последовательное, ухудшение позиций России в международном рейтинге состояния коррупции (82-я позиция в 2000 году, 154-я в 2010-м, 143-я в 2011-м) породило закономерный всплеск интереса к зарубежному опыту борьбы с этим социальным недугом.
В российской юридической и публицистической литературе можно найти сотни статей, обзоров и аналитических докладов, посвященных обсуждению возможности и целесообразности переноса на отечественную почву тех уголовно-процессуальных норм и организационных решений, которые уже доказали свою эффективность в других странах.
 

В целом большинство выступающих склоняется к мнению, что в силу ментальных и экономических особенностей России не удастся скопировать целиком и применить в полном объеме законодательную практику какой-либо из «стран-отличниц» (Израиль, Южная Корея, Грузия, Нидерланды и др.).
По их мнению, в борьбе с казнокрадством и взяточничеством наша страна не может опираться ни на развитое гражданское общество и зрелые демократические институты, как в Италии (операция «Чистые руки»), ни на полувоенное положение и жесткую автократию, как в свое время сделал Сингапур.
Таким образом, считают авторы исследований, успешная российская антикоррупционная стратегия должна быть выработана на основе зарубежного опыта, но с учетом национальных реалий.
Свою лепту в обсуждение антикоррупционного опыта других государств готова внести и «Открытая» газета, проанализировав опыт коммунистического Китая и сравнив его с «коммунистической ментальностью» россиян.
 Активную борьбу со взяточничеством и казнокрадством Китай начал по крайней мере на 10 лет раньше нас, что и позволяет лучше оценить потенциальную эффективность тех или иных мер применительно к современной России.
Прежде всего, как отмечают практически все специалисты, если экономические успехи КНР очевидны и осязаемы, достижения властей этой страны в области борьбы с коррупцией далеко не так однозначны.
Большинство простых граждан Китая полагают, что ни регулярные, широко освещаемые прессой разоблачения казнокрадов среди госслужащих, ни жесткие, вплоть до расстрела, карательные меры в отношении коррупционеров не смогли на сегодняшний день обуздать аппетиты и прожорливость «больших крыс», как здесь издавна называют чиновников-грабителей.
Власти больше ловят мух, чем тигров; под суд идут лишь мелкие хищники, в то время как крупные остаются на свободе - таков повальный скептицизм широких слоев населения КНР.
Между тем высшее руководство страны не устает заявлять, что жизнь и смерть партии и государства зависят от успеха в борьбе с коррупцией. Эту же мысль ежедневно внушает своим читателям и китайская печать, изо дня в день освещая судебные процессы над взяточниками и казнокрадами всех уровней и призывая население содействовать их разоблачению.
В свою очередь правоохранительные органы ведут активную борьбу не только с нечистыми на руку слугами народа, но и с «коррупционными синдикатами» - четко структурированными организациями, которые, занимаясь хищением и взяточничеством, обеспечивают друг другу также защиту и прикрытие в случае опасности.
Жалобы населения на произвол чиновников и разного рода злоупотребления являются одним из главных источников выявления коррумпированных госслужащих (80% всех дел и проверок были возбуждены благодаря таким сообщениям).
Согласно официальным данным, в 2010 году различные надзорные ведомства Китая получили в общей сложности почти 1,5 миллиона заявлений от граждан. В итоге судебному преследованию подверглись свыше 146 тыс. коррупционеров, в том числе и 11 высших чиновников, четверо из которых были приговорены к пожизненному заключению, а семеро - к расстрелу.
Среди них - бывший заместитель председателя Высшего народного суда КНР Хуан Суню, присвоивший 720 тыс. долларов. Экс-председатель Народного политического консультативного совета провинции Гуандун Чэнь Шаоцзи, незаконным путем обогатившийся на 4 млн. долларов. Бывший вице-мэр Пекина Лю Чжихуа, отвечавший за строительство олимпийских объектов и осужденный за получение взяток на общую сумму около 1 млн. долларов.
Уголовный кодекс КНР предусматривает, что коррупция на сумму свыше 100 тыс. юаней (около 12 тыс. долларов) наказывается лишением свободы на срок до десяти и более лет (вплоть до пожизненного заключения), а при наличии особо отягчающих обстоятельств - смертной казнью.
В свете этого не выглядит чем-то удивительным дело, например, экс-главы районного управления по делам недвижимости города Нанкин Чжоу Цзюгэна.
Последний был приговорен к 11 годам заключения за взяточничество, после того следственные органы на основании фотографии в Интернете заинтересовались, откуда у чиновника наручные часы стоимостью 15 тыс. долларов.
На протяжении последних 20 лет власти Китая последовательно наращивают мощь соответствующих правоохранительных структур и совершенствуют антикоррупционное законодательство.
Первоначально борьбой с коррупцией скоординированно занимались Министерство контроля и Центральная комиссия компартии Китая по проверке дисциплины, которые в 1989 году провели первое совместное слушание по делу о взяточничестве среди региональных партийных руководителей.
Позже по всей стране в органах прокуратуры всех уровней были созданы антикоррупционные отделы, а в 2007 году появилось Государственное управление по противодействию коррупции, его региональные структуры с большими полномочиями были созданы во всех провинциях Китая, чтобы вести борьбу с коррупцией на местах.
Руководство коммунистической партии страны регулярно выступает с разъяснениями, которые довольно подробно регламентируют деятельность и поведение госслужащих.
Им запрещается заниматься коммерческой и посреднической деятельностью, приобретать и продавать акции, принимать подарки, устраивать для высоких гостей специальные развлекательные вечера, организовывать пышные банкеты и туристические поездки за государственный счет, останавливаться во время командировок в роскошных гостиницах, использовать служебное положение для лоббирования интересов детей и родственников.
Между тем международные эксперты стабильно ставят Китай в разряд стран-середняков (75-я позиция из 183-х стран в 2011 году).
Сверхжесткие репрессивные меры Китая скорее удерживают страну от сползания в трясину коррупции, чем кардинально решают эту проблему.
Причину ограниченности успехов Китая в борьбе с коррупцией эксперты видят главным образом в существовании противоречия между монополией коммунистической партии на власть и принципом верховенства закона.
В ситуации, когда судебная система, прокуратура и правоохранительные органы полностью подчинены правительству, члены партии зачастую могут избежать уголовной ответственности, получив лишь взыскания по партийной линии.
По этой причине арест высокопоставленных коррупционеров в обществе воспринимается не как торжество закона, а как личное поражение конкретного чиновника в борьбе за власть.
Нельзя сказать, что руководство Китая не видит системных причин возникновения коррупции. Однако их устранение требует довольно серьезного реформирования всей системы функционирования государственного аппарата и, в первую очередь, расширения возможностей участия в управлении государством гражданского общества (гарантирование свободы информации, усиление роли СМИ, развитие политической конкуренции и т.д.).
Не случайно, что на недавней пресс-конференции в городе Чунцин премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил: «Стране срочно нужны политические реформы, а не «красные песни». Но осознать крайнюю необходимость политических реформ еще не значит, что китайская верхушка готова их начать. По крайней мере, никаких признаков пока не наблюдается.
Таким образом, опираясь на опыт Китая, можно сделать заключение, что и в России, при сохранении неизменной сложившейся политической системы, любые антикоррупционные усилия нашего правительства, хотя и взявшего курс на проведение экономической модернизации, не приведут к сколь-нибудь значительному улучшению ситуации. Коррупция по-прежнему будет разъедать Россию.
 

Александр ЛЕОНТЬЕВ

 

патриот11 апреля 2012, 09:02

Да, далеко нам до Сингапура! Не могут же наши коррупционеры возбуждать дела против себя и себя же расстреливать!? Начать пужно с судов, которые "протаскивают " любые заказные решения и закон им не почем, а надзирает за безобразиями прокуратура в связке с МВД. Не понимает триада свои обязанности живут по понятиям. Так Грузия не за горами, чем ни пример борьбы с коррупцией! Жаль, что наведение порядка в стране не входит в план руководства страны.

Андрей11 апреля 2012, 09:01

Стремительный бег назад! Не может КОРРУПЦИЯ бороться с коррупцией!

ponpmaoleg09 апреля 2012, 23:52

Сингапур дальше пошел и вылечил эту заразу!!! Но у них верхушка здоровая, у нас Коррумпированная!!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях