Поиск на сайте

О том, каким быть местному самоуправлению, краевые депутаты к единому мнению не пришли

 

Напомним, что в Госдуму РФ недавно был внесен законопроект, суть которого в полном пересмотре принципов местного самоуправления на уровне больших городов.

Документ предусматривает двухуровневую модель организации местного самоуправления в крупных (понятие не уточняется) городских округах. Появляется два вида новых муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

Ставрополь, например, может получить статус городского округа с тремя районами. При этом внутригородские районы, в отличие от обычных, будут иметь собственный бюджет и собственную представительную власть, вроде совета депутатов.

Сразу стоит сказать, что разделение городов на внутригородские районы не обязательно. Для этого надо учитывать не только численность населения, но и удаленность округов друг от друга.

Депутатов районных советов предлагается избирать всенародно, а глав района - из их состава. Депутаты будут принимать бюджет района, а также решать вопросы местного значения, отнесенные к своему уровню. А вот текущей деятельностью районных муниципальных служб займется глава районной администрации. Для заключения контракта с ним создается комиссия из районных депутатов и представителей главы городского округа в равных пропорциях.

Сама же городская дума избираться всенародно не будет - в ее случае предусмотрен принцип квотирования. То есть укомплектуют ее из районных депутатов. По примеру районных советов городская дума также избирает главу округа, принимает бюджет и решает свои вопросы.

Текущей деятельностью по управлению городскими службами займется нанимаемый по контракту сити-менеджер, кандидатуру которого также определит комиссия, на этот раз из депутатов города и людей губернатора.

Необходимость реформы ее идеологи связывают с тем, что в крупных городах связь между населением и властью оказалась практически утеряна. Поправки в закон о местном самоуправлении этот управленческий перекос устранят.

Противники, напротив, полагают, что реформу задумали для того, чтобы отнять у муниципалитетов остатки самостоятельности, окончательно вписав города в вертикаль власти.

Теперь, например, губернатор на законных основаниях может вмешиваться в работу муниципалитетов. Практически полностью становится управляемым процесс избрания депутатов внутригородских районов.

Так или иначе, если законопроект пройдет, в политической и общественной жизни горожан многое изменится. Придется, например, забыть о прямых выборах мэров и депутатов городов; в районах появится больше чиновников, окрепнет бюрократия - лютый враг любой инициативы снизу.

Обо всем этом на днях говорили краевые депутаты и, как принято выражаться в дипломатических кругах, к консенсусу не пришли.

Представитель губернатора в думе Сергей Пустоселов заверил, что предложенные законопроектом изменения Владимиров полностью поддерживает, и все они могут быть успешно реализованы на территории края. Откуда такая уверенность? Поддержали губернатора и депутаты от «Единой России», что немудрено - сам проект принадлежит партии власти.

О том, нужно ли в городских округах создавать самостоятельные районы, внятного мнения не прозвучало: мол, идея хороша, но не для всех, надо подумать.

А вот по назначению или выборности мэров уже поспорили. Прозвучало мнение, что вопрос этот каждый регион должен решать самостоятельно, якобы исходя из сложившихся «исторических и социально-политических реалий». Но, как показывает практика, все реалии сводятся у нас к тому, кто в данный момент находится у власти и как эту власть не выпустить из рук.

Для этого «шьют и порют» уставы городов с такой лихостью, что если бы употребить эту энергию на благое дело, можно было бы озолотить всех и вся. Яркий пример тому - история последних десяти лет Ставрополя, где положения устава чиновники и депутаты так запутали, что и сами сегодня в них разобраться не могут.

Прозрачнее других по теме высказались эсеры. По их мнению, реформа не даст ни политического, ни экономического эффекта, а только усугубит существующие проблемы. Более того, на уровне государства до сих пор отсутствует четкое понимание того, что лучше назначать или избирать. Президент избирается, губернатор края тоже избираться будет, а местная власть почему-то должна назначаться. Ну чем не двойные стандарты?

По словам лидера фракции «СР» Сергея Горло, предложенные поправки сводят на нет мнение людей, потому что выбор будет происходить опосредованно. Но есть решение Конституционного суда, согласно которому население должно иметь возможность выбрать из тех управленческих систем, которые закреплены в местном уставе.

Фракция считает, что в таком виде законопроект принимать нельзя. Но когда у нас большинство прислушивалось к голосу меньшинства?

 

Афанасий
КРЖИЖАНОВСКИЙ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях