Поиск на сайте

 

 

Как выбирают духовную стезю, чем живут, о чём мечтают будущие священнослужители, студенты Ставропольской духовной семинарии?

 

Окна родного для меня журфака СКФУ выходят на улицу Дзержинского, на другой стороне которой раскинулась светлая Андреевская церковь. Так что порой тишину в учебных аудиториях нарушает звучный благовест с соседних колоколен.
Однажды на паре я задумалась, глядя в окно. Во дворе собора гуляли двое семинаристов в длинных, до пят, облачениях. Стало интересно: ведь наши корпуса разделяет всего лишь дорога, а мы так мало знаем об этих ребятах, их жизни!
Я решила познакомиться с ними, узнать, как они учатся и живут в семинарии, чего хотят от жизни и похожи ли на своих ровесников из светских вузов.

 

Во дворе церкви меня встретил священник Евгений Шишкин и проводил в церковную библиотеку (в ее фондах более 35 тысяч томов церковно-исторической и светской литературы!). Именно в этой книжной сокровищнице я встретилась с воспитанниками православной семинарии Андреевского кафедрального собора.
Парни оказались общительными и с удовольствием рассказали о себе. Первокурсник Дмитрий Шкетик приехал в Ставрополь из Невинномысска. В семинарию он решил поступить еще ребенком, прислуживая отцу-священнику в храме. Став старше, много размышлял о своем выборе. Служить Богу – это не профессия, а призвание. Именно поэтому в семинарию поступают воцерковленные люди, готовые после учебы посвятить жизнь служению в церкви.
Буденновца Илью Москаленко к вере привели родные: в третьем классе мальчика записали в воскресную школу, вместе с бабушкой он часто ходил в храм.
А вот Михаилу Паршину из станицы Лысогорской Георгиевского района пришлось убеждать домашних в том, что выбор он сделал осознанный и твердый. Родители мечтали увидеть сына студентом классического вуза, но он уже подростком понял, что духовная жизнь ему ближе светской и много времени проводил в станичном храме Святой Богородицы.
Пятикурсник Александр Мурзанев свою историю поступления в семинарию начинает с евангельских слов: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли, и приносили плод...» (Ин.15:16).
В девятом классе Саша серьезно увлекся философией, зачитывался работами мыслителей, из русских писателей особенно полюбил Достоевского. Тогда же он начал ходить в церковь и понял, что хочет служить Богу. Юноша помогал священнику, читал священные тексты и учил молитвы на старославянском языке, очарованный его красотой и поэтичностью. А окончив школу, приехал в Ставрополь и поступил в духовную семинарию.
Кстати, при поступлении учитывают не только и не столько результаты ЕГЭ: абитуриенты проходят собеседование по богословским дисциплинам, сдают творческий экзамен по церковному пению и пишут сочинение на церковно-историческую тему.
Студенты семинарии изучают и обычные гуманитарные науки (историю России, философию, риторику, педагогику), и множество глубоких, сложных и увлекательных богословских дисциплин – библейскую историю и археологию, священное писание Ветхого и Нового Завета, догматическое богословие, историю Русской церкви, патрологию (науку о святых отцах церкви).
К будущему служению в приходах студенты готовятся, изучая науки о богослужении – литурику, о проповеди – гомилетику, о миссионерстве – миссиологию. Стоят в расписании семинаристов занятия по древним языкам, каноническому праву и основам реабилитационной психологии и даже корановедению.
Жизнь воспитанников семинарии протекает в соответствии с богослужебным календарем православной церкви. В ежедневных богослужениях в Андреевском соборе студенты поют и читают на клиросе, несут пономарское и иподиаконское послушание. В великие праздники учебные занятия отменяются, и все преподаватели и студенты участвуют в торжественных богослужениях. Меняется жизнь семинарии и во время постов: это чувствуется в постной трапезе, более строгом распорядке дня и частном посещении богослужений.
Мне показалось, семинаристы отличаются от «светских» сверстников спокойной доброжелательностью, серьезностью, сдержанностью, каким-то внутренним светом. В то же время они остаются обычными молодыми людьми. Любят музыку, причем самую разную – от церковных песнопений и фольклора до рока и тяжелого металла. Много читают – и религиозную, и светскую литературу.
Мы заговорили о пьесе «Гроза» Александра Островского. Ребята размышляли о поведении главной героини произведения Катерины, жизнь которой обрывается самоубийством. Церковь осуждает поступок молодой женщины, парни, в свою очередь, делятся впечатлениями.
«Когда мы читали «Грозу» в школе, учителя говорили, что Катерина своим поступком победила себя и жизнь, – говорит Саша Мурзанев. – Сейчас я, как церковный человек, понимаю это произведение иначе. Проблемы одиночества и несчастной любви бывают в жизни почти каждого человека. Но смерть – не выход из положения. Сама мысль о самоубийстве уже показывает глубокое разочарование, сломленность человека жизненными обстоятельствами. Таких людей нельзя назвать победителями, скорее, они проигравшие».
Семинаристы участвуют в различных миссионерских и просветительских проектах. В свободное от учебы и послушаний время совершают паломнические поездки, посещают концерты и спектакли, занимаются спортом.
Раньше своих сверстников они начинают задумываться о семье. В семинарии ребята делают выбор – остаться одному и уйти в монашество или жениться и стать священником. Во втором случае батюшке предстоит провести со своей избранницей всю жизнь: если он останется без супруги, второй брак для него невозможен.
Семью называют «малой церковью», а для священника эти слова особенно важны. Жизнь батюшки и матушки проходит на виду у паствы, и для прихода их семья должна служить образцом.
О какой же спутнице мечтают эти серьезные ребята? Конечно, избранница будущего священнослужителя должна быть православной христианкой, уважать церковь, иначе пути молодых скоро разойдутся. (Тут я вспомнила слова одной воспитанницы регентского отделения Спасо-Преображенского храма Ставрополя: «Чтоб не было такого, что я, например, в храм, а он – на дискотеку».)
«Будущая супруга должна быть верующей, чтобы в семье были общие понятия, похожие взгляды на жизнь, – объясняет Александр Мурзанев. – Матушкой может стать добрая, честная девушка, которая в будущем станет отличной матерью и хранительницей домашнего очага».
«Терпеливой, – добавляет первокурсник Дима Шкетик. – Молодого священника могут направить в отдаленное село на церковную службу. Матушка должна сопровождать его и всячески поддерживать».
«Мне бы хотелось, чтобы моя матушка умела петь на клиросе. Это место в православной церкви, где во время богослужения находятся певчие и чтецы, – признается Илья Москаленко. – Еще я думаю, что нужно сначала просто подружиться с девушкой, а потом уже задумываться о серьезных отношениях...»
Сегодня выпускников Ставропольской духовной семинарии можно встретить в самых разных уголках канонической территории Русской православной церкви: от Прибалтики до Дальнего Востока, от Закавказья до Архангельска. У моих доброжелательных собеседников судьбы тоже сложатся по-разному. Кого-то ждет тихая монашеская келья, кого-то – крепкая, дружная, шумная семья. Одни попадут в маленькие села, другие – в большие приходы.
Но каждый на своем месте будет вести людей к Богу, свету и добру. Снимать с душ тяжелый груз печалей и усталости. Давать нам надежду, утешать и поддерживать в трудную минуту.

 

Ася АСРЯН,
студентка СКФУ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий