Поиск на сайте

 

 

Краевая Счетная палата доказала управленческую несостоятельность мэрии и горсовета Железноводска

 

На прошлой неделе Счетная палата края обнародовала результаты комплексной проверки финансово-экономической деятельности администрации Железноводска. С просьбой о проведении такой проверки к аудиторам обратился губернатор Валерий Гаевский. Известно, что губернатора-единоросса давно раздражало, что мэр крупного краевого курорта Виктор Лозовой – коммунист. Впрочем, аудиторов не интересовали идеологические устремления обладателя красного партбилета. Выводы Счетной палаты были сугубо экономического свойства:  управленческая беспомощность городских властей довела Железноводск буквально до ручки.

 

Лозовой был избран мэром Железноводска в марте 2006 года (ранее он трудился депутатом краевой думы). И с первых же недель правления попал в немилость местного горсовета. Главная претензия депутатов заключалась в том, что Лозовой неоправданно перекроил под свои интересы давно устоявшуюся схему управления городом: раздул аппарат мэрии, назначив себе и своим замам совершенно фантастические зарплаты. По словам спикера гордумы Александра Добровольского, «отделов и управлений в мэрии много, а кто чем конкретно занимается – малопонятно». 
Кроме того, депутаты обвинили Лозового в нецелевом расходовании бюджетных средств, выделенных на восстановительные работы после весеннего паводка. 
Впрочем, несмотря на горячечный запал, депутаты не требовали отставки мэра, и вскоре громкое противостояние сошло на нет. (Причем, как выяснилось уже из справки Счетной палаты, грубейшие нарушения закона допускает и сам горсовет.)
После окончания политического противостояния с депутатами мэрию продолжали сотрясать уже судебные скандалы, связанные с незаконным отчуждением муниципального имущества. 
Самый громкий из них был связан с преднамеренным банкротством МУП «Спецавтохозяйство», из которого весной 2006-го постановлением Лозового были выведены все производственные активы. 
Предприятие два года билось в судах, пытаясь доказать незаконность действий мэра.  Наконец в сентябре прошлого года Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа подтвердил правоту «Спецавтохозяйства» и обязал мэрию вернуть МУП все незаконно выведенное имущество. Что, кстати, является судебным прецедентом в масштабах страны. 
Проведенная Счетной палатой проверка вскрыла и массу других нарушений закона в деятельности горадминистрации. Так, на протяжении последних лет власти Железноводска систематически занижали стоимость аренды муниципальных помещений. 
Краевое Минимущества установило для городов Кавминвод минимальную ставку аренды в размере 2215 рублей за «квадрат». А вот для Железноводска местный горсовет установил эту ставку почему-то на уровне 661 рубля. То есть втрое ниже! Но даже при этом многие фирмы получали право арендовать муниципальные помещения еще дешевле этой заниженной стоимости, а иные, самые приближенные, - и вовсе бесплатно!
С такой же барской щедростью мэрия занижала и кадастровую стоимость земельных участков (исходя из которой рассчитывается размер арендной платы и цена выкупа земли). И опять-таки здесь мэрия практиковала дифференцированный подход: для всех бизнесменов стоимость земли расчитывалась по обычной ставке, а для самых-самых – по заниженной. 
Например, московской фирме «Эстейт холдинг», строящей под Железноводском огромный торгово-офисный центр (он займет участок площадью 38 гектаров), чиновники и вовсе посчитали кадастровую стоимость участка в девять (!) раз ниже, чем была указана в выписке из госкадастра. В итоге городской бюджет недосчитался 27 млн. рублей. 
Подфартило ставропольской компании «Дримкар», которая решила строить в Железноводске гостиницу и автосалон. Ловко подменив в документах содержание графы «Целевое назначение участков», чиновники «простили» бизнесменам почти 1,6 млн. рублей арендной платы. Застройщикам крутого развлекательного комплекса «Диснейленд» мэрия «простила»  уже 2,3 млн. рублей. 
Трем местным фирмам – «Агро-Капитал», «Агро-Инвест» и «Агро-Капитал-плюс» - мэрия продала несколько земельных участков общей площадью почти 2200 гектаров. И снова были искусственно занижены расчеты кадастровой стоимости земель, из-за чего потери бюджета составили 450 млн. рублей! Правда, городские чиновники попытались замести следы этой сомнительной сделки: Управление имущественных отношений Железноводска подало в суд на фирмы, но вскоре отказалось от исков, после того как «Агро-Инвест» выплатил в бюджет аж 636 тысяч рублей недополученных средств.
Масса нарушений выявлена при размещении муниципальных заказов. Например, строительство светомузыкального фонтана в центре Железноводска, широко разрекламированное мэрией, было поручено фирме «Аквамир», не имеющей даже лицензии на ведение строительных работ! 
Ни одна застарелая городская проблема за время правления Лозового не была решена. Как-то раз захотела мэрия отремонтировать изношенные городские теплосети - правда, чиновники зачем-то запланировали этот ремонт на разгар отопительного сезона. Но, к счастью для железноводцев, фирма-подрядчик (ей оказалось ООО «Ставдор» из Ставрополя, которое специализируется на дорожном строительстве) к ремонту почти не приступала. Зато в недрах этой фирмочки бесследно растворились больше двух миллионов бюджетных рублей. 
К чести Лозового стоит отметить, что он пытался достроить учебно-воспитательный центр в Иноземцево, фундамент которого был залолжен еще лет семь назад. Мэрия заключила контракт с некой фирмой «Севкавстройинвест» на 5 млн. рублей. Однако горе-строители на объекте появлялись лишь набегами, а потом без зазрения совести указали в акте выполненных работ все то, что было сделано другим застройщиком еще задолго до них. Ну а чиновники этот акт подмахнули, не удосужившись просто выехать на место и убедиться, что строительство почти не продвинулось. 
На земельных участках в центре города, выделяемых мэрией под парковую зону, бизнесмены беззастенчиво строили торговые павильоны. И снова никакой реакции со стороны администрации.  
Давняя проблема Железноводска – крайняя ветхость жилого фонда. Однако последние два года мэрия палец о палец не ударила, чтобы эту проблему решить. Вы только представьте, все бюджетные средства, выделяемые на расселение граждан из ветхих домов, мэрия «раскидывала» на другие бюджетные статьи. 
Два года горадминистрация не могла подступиться к выполнению обязательного требования Жилищного кодекса РФ: отобрать управляющие компании для управления многоквартирными домами. Приступили к отбору только под конец 2008-го, когда вышли уже все отведенные законом сроки. Кстати, именно поэтому Железноводск «пролетел» при распределении федеральных средств на капремонт жилья, которые уже получили все крупные города края. 
Как явствует из справки Счетной палаты, подобная катавасия в вопросах городского хозяйства вполне объяснима: нонсенс, но в Железноводске сосуществуют два управления ЖКХ! Естественно, договориться между собой они не могут. 
Была фактически провалена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей». Так, в прошлом году на нее потратили лишь немногим более 2 млн. рублей, или треть от плановой суммы. И в этом случае бесхозяйственность чиновников, как считают аудиторы, ударила уже по демографической ситуации в Железноводске: за последние два года в городе рухнули показатели рождаемости. 
Безмерная сумятица царит и в финансовобюджетных вопросах. Последние два года бюджет Железноводска принимается с глубочайшим дефицитом. 
За это время долги перед бюджетополучателями выросли на две трети (перешагнув планку в миллиард рублей), а дебиторская задолженность (то, что должны предприятия бюджету) – вы только представьте, в 13 раз! Как отмечают аудиторы, причина в том, что городской отдел финансов, планируя бюджет, вообще не учитывал рост задолженности по налогам, пени и штрафы прошлых лет. 
Мэрия не могла элементарно рассчитывать потребности разных учреждений Железноводска (а их не так-то много, город-то небольшой) в бюджетных ассигнованиях. Например, в прошлом году порядок расходования средств бюджета мэр Лозовой подписал лишь в марте – то есть спустя три месяца после начала финансового года. Ну а уже в течение года в принятую бюджетную роспись внесли почти четыре тысячи изменений: чиновники лихо перекидывали деньги с одной расходной статьи на другую. 
В итоге оказалось, что по многим пунктам исполнение бюджета хуже некуда: например, по статье «Жилищная политика» мэрия умудрилась освоить меньше 1% выделенных средств! 
В соответствии с уставом города, у мэра существует резервный фонд (в размере 1,5-2 млн. рублей). Его можно расходовать только на непредвиденные нужды (например, на ликвидацию последствий стихийных бедствий). Но вместо этого «резервные» деньги мэрия транжирила на покупку машин, выдачу премий и почетных грамот.  
«Отсутствует контроль со стороны главы города по управлению общественными финансами от имени и в интересах населения при разработке и проведении бюджетной политики... Администрацией Железноводска не предпринимаются необходимые меры по улучшению социально-экономической обстановки в городе», – делают беспросветный вывод аудиторы Счетной палаты. 
Общий размер выявленных ими финансовых нарушений – около 600 млн. рублей! Эти деньги должны быть возвращены в бюджеты различных уровней. 
 

Антон  ЧАБЛИН,
обозреватель 
«Открытой» газеты



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий