Поиск на сайте

 

Как победить нелегалов на дорогах Ставрополья

30 октября на Ставрополье отметили один из важнейших профессиональных праздников – День автотранспортного работника. В нашем крае в этой отрасли трудится более 20 тысяч человек – водители, механики, диспетчеры… А ведь официальная цифра, реальная намного больше.
Как ни странно, но сколько сегодня на Ставрополье транспортных работников, сказать точно не могут даже в профильном министерстве строительства, дорожного хозяйства и транспорта. Профессиональный праздник – повод говорить не только об успехах, но и о проблемах. А их, увы, немало, и самая болезненная, конечно, – засилье на дорогах нелегалов…
Может ли сегодня рядовой ставрополец, садясь в такси или маршрутку, быть уверен, что доедет до пункта назначения комфортно, дешево, а главное, безопасно? С этого вопроса «Открытая» и начала разговор с заместителем министра Дмитрием ЕВТУШЕНКО (на снимке), который курирует транспортную отрасль.
 

- Дмитрий Викторович, транспортная отрасль на Ставрополье традиционно самая сложная и конфликтная. Наверное, постоянно приходится сталкиваться с недовольством пассажиров: то кондиционер в автобусе не работал, то водитель нахамил…

- Вы абсолютно правы. Тем более что сегодня подкованными в вопросах защиты прав потребителя стали даже бабушки. Но при этом, скажем, за прошлый год количество жалоб граждан на качество транспортного обслуживания уменьшилось на треть.

Министерство проводит очень большую работу, чтобы навести порядок на дорогах. Наши инспекторы почти ни дня не сидят в кабинете, они все время на выездных проверках вместе с сотрудниками прокуратуры, ФНС, Рос-транснадзора…

Только за прошлый год мы по итогам проверок наложили штрафов почти на 2 млн. рублей.

- Не слишком ли жестко?

- Добиться порядка на дорогах мы можем только жесткими методами. Но, безусловно, только в рамках закона. К сожалению, сегодня нормативная база в сфере автотранспорта еще имеет серьезные пробелы. В первую очередь это касается так называемых договоров фрахтования (срочного заказа).

Представьте, нескольким родителям нужно отвезти детей в пионерлагерь. Они собрались, договорились, наняли вскладчину автобус и заключили с водителем именно договор срочного заказа. Причем водитель даже в этом случае обязан согласовать маршрут следования с местной администрацией.

Сегодня же, прикрываясь такими договорами фрахтования, по дорогам Ставрополья колесят сотни нелегальных автобусов. Сколько их точно, сказать невозможно. Ведь действуют они без лицензии и без договора (либо с местной администрацией, либо с министерством транспорта края, если это межмуниципальные перевозки).

Естественно, речь не идет ни о каком медосмотре водителя или техосмотре автобуса. То есть никто не несет ответственность за безопасность пассажира. Если, не дай бог, автобус попадет в аварию, вы даже не сможете доказать наличие каких-то договорных отношений с перевозчиком - договора нет, нет билета, чека…

- Нелегалы подкупают пассажиров тем, что машина всегда стоит в удобном месте, да и цены заметно ниже, чем у тех, кто работает на регулярных маршрутах.

- Я повторю избитую мысль: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вы ведь экономите на собственной безопасности! Вряд ли вы купите авиабилет вдвое дешевле привычной вам цены, если вам взамен даже не дадут билета и тем более страховки. А чем маршрутка принципиально отличается от самолета?! Ну не летают они из каждого двора ради вашего личного удобства. Так же как и рельсы не проложены в каждый двор, чтобы ты вышел - и сразу сел в электричку.

Мы часто обращаемся к опыту Европы, но там такого безобразия, какое творится на наших дорогах, нет! Нелегальные автобусы, которые ездят без техосмотра, а часто даже не платят налогов, для европейцев вообще что-то невообразимое.

А вот в России, увы, пассажиры нередко еще и заступаются за них: мол,  удобно, дешево…

- Ну а почему до сих пор не удалось победить нелегалов на дорогах? Уж столько лет об этом твердят на Ставрополье…

- Не просто твердят, но и реально пытаются решить. Дважды наша краевая дума пыталась добиться изменения «Устава автомобильного транспорта», ужесточив требования к договорам фрахтования.

Во-первых, чтобы заключать его перевозчик мог не позднее чем за 12 часов до выезда. Во-вторых, в бумаге должны быть четко прописаны тип и марка автомобиля, приведен полный список пассажиров, сроки перевозки, фиксированный размер платы. Но, увы, наши поправки были отклонены. Почему - не мне судить…

В прошлом году был принят Федеральный закон №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».

В нем говорится о перевозках по договорам фрахтования. Но законодатель почему-то упомянул только о межрегиональных маршрутах. Перевозчики обязаны согласовывать пункты и время отправления с региональными минтрансами.

То есть мы вправе отказать перевозчику, если он захочет, чтобы конечный пункт его маршрута находился рядом с автовокзалами (ясно, чтобы перехватывать чужой пассажиропоток).

Думаю, в будущем году будут приняты поправки в 220-й закон, чтобы распространить такие требования и на межмуниципальные перевозки. И это наконец-то даст нам полномочия в борьбе с нелегалами, которые прикрываются договорами фрахтования.

- А сегодня таких полномочий, выходит, у вас полностью нет?

- Сегодня мы можем ловить и наказывать только тех перевозчиков, которые действуют по договорам, но нарушают его условия. Каждый такой перевозчик обязан иметь контракт (государственный или муниципальный), но также  свидетельство и карту маршрута.

Недавно наши депутаты приняли поправки в краевой закон «Об административных правонарушениях». Суть их в том, что если во время проверки документов, подтверждающих право осуществления указанных перевозок, у водителя автобуса не окажется, то юридическое лицо могут оштрафовать на 200 тысяч рублей (а самого индивидуального предпринимателя как должностное лицо - на 40 тысяч). Казалось бы, штрафы очень большие, но ведь речь идет о безопасности пассажиров, тут полумерами не обойтись!

- Дмитрий Викторович, уверен, что ничуть не меньшая головная боль для вас - это таксисты. Три года уже действует новый краевой закон, согласно которому такси может быть только с желтым кузовом. И вот недавно депутаты Красногвардейского района предложили в этот закон «послабление», чтобы кузов у такси мог быть еще и белым.

- Он может быть белым, красным, черным, но порядка на дорогах это не прибавит! Самое главное - это опять-таки безопасность пассажиров, а это напрямую связано с отсутствием на дорогах нелегальных перевозчиков. Мы изучали опыт других регионов, где разрешены самые разные цвета кузова для такси. Поверьте, на количестве нелегалов это никак не сказывается.

- Ну а как с ними можно бороться?

- Как и в случае с нелегальными автобусами, которые действуют «под прикрытием» договоров фрахтования, есть большой законодательный пробел. Вот смотрите, сегодня на территории Ставрополья официально зарегистрировано более 14 тысяч таксистов, причем среди них основная масса - это индивидуальные предприниматели.

Предприниматели имеют право получить в минтрансе края лицензию на право таксомоторных перевозок, но многие пользуются уловкой: становятся на налоговый учет в качестве ИП, получают лицензию, а буквально на следующий день снимаются с учета. И, естественно, продолжают работать как ни в чем не бывало.

Чтобы доказать, что тот или иной водитель занимается частным извозом незаконно, нужно проводить контрольную закупку. А учитывая, сколько сейчас нелегалов на трассах - тысячи! - инспекторы нашего министерства в ходе мероприятий, проводимых совместно с МВД, охватить всех не могут физически.

- Но ведь можно решить этот вопрос на уровне законодательства, чтобы не гоняться за каждым?

- Можно, конечно. Нужно отрегулировать деятельность диспетчерских служб такси, через которые нелегалы и получают заказы. Ведь сегодня эти службы работают с любым человеком, который в буквальном смысле пришел с улицы: есть ли у него лицензия или нет, есть ли статус ИП, или он частное лицо. Соответственно, никто не несет ответственности за медосмотры водителя и за техосмотры его транспорта.

Так что, пока мы не наведем порядок с работой диспетчерских служб такси, не будет и порядка на дорогах. Естественно, нужно ужесточать и наказание для самих нелегалов. Скажем, уже четыре года в федеральном законе закреплена норма о конфискации нелегальных такси (по решению мирового суда), но в реальности она не работает! Насколько мне известно, за все эти четыре года был реально арестован и конфискован только один автомобиль - в Сочи. И это на всю страну!

Данный вопрос является насущным и активно обсуждается не только в стенах министерства, но и в комитете Думы Ставропольского края по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. По итогам рабочих встреч готовятся проекты изменений законодательства в данной сфере.

- В общем, на автодорогах порядок еще наводить и наводить! Но есть виды транспорта, где, кажется, время хаоса закончилось. Взять хотя бы электрички. Столько лет правительство Ставрополья конфликтовало с Северо-Кавказской пригородной пассажирской компанией (СКППК) из-за размера тарифа. Но сейчас в этом затяжном споре, как я понимаю, поставлена точка?

- Мы уже давно достигли полного взаимопонимания с СКППК, которая обслуживает наши электрички. С первого апреля начал действовать новый договор, который предусматривал государственное регулирование тарифов, то есть компенсацию выпадающих доходов. Мы перечислили СКППК из бюджета края 55,8 млн. рублей, дополнительно на компенсацию части потерь при перевозке школьников и студентов - еще 14,7 миллиона.

Сейчас краевая дума рассматривает поправки в бюджет, которые предусматривают выделение еще 116,2 миллиона. Дело в том, что ранее мы за счет бюджета возмещали пригородной компании только часть недополученных доходов (то есть разницу между экономически обоснованной и реальной стоимостью перевозки). Но затем вышло поручение правительства о том, что возмещению из бюджета подлежит весь недополученный доход.

- И какой же сегодня экономически обоснованный тариф?

- Его рассчитывает Региональная тарифная комиссия на основе данных, которые представляет СКППК. С первого января он составлял 3 рубля 5 копеек, но затем был пересчитан, и сегодня составляет 4 рубля 34 копейки. Но население как платило по-прежнему 2 рубля 52 копейки за каждый километр пути, так и платит. А вот разница между двумя этими цифрами и покрывается за счет бюджета.

- Но почему вдруг в середине года так резко, почти в полтора раза, выросла себестоимость перевозок?

- А что вы хотите?! Такая ситуация не только ведь с электричками, но и со всеми видами транспорта. Только с начала года из-за курсовой разницы рубля и доллара запчасти подорожали на треть. Дорожает электричество и все виды топлива - бензин, природный газ. Конечно, и работники требуют постоянного повышения зарплаты. И это на фоне того, что пассажиропоток в экономический кризис уже не растет, люди стараются экономить даже на поездках.

- Дмитрий Викторович, а каковы перспективы развития наших железнодорожных вокзалов? Если на Кавминводах, где курсирует много электричек и поездов дальнего следования, они чувствуют себя неплохо, то в Ставрополе, похоже, вокзал скоро вообще опустеет.

- Я бы так не сказал. В начале года в Ставрополь приезжала большая делегация из РЖД, которые намерены развивать городской вокзал. Недавно РЖД провели конкурс на право реконструкции привокзальной площади: здесь заменят асфальт, обустроят перехватывающую парковку, уберут уродливый мини-рынок (тот, что справа от входа на вокзал). Да и статистика демонстрирует, что пассажиропоток не снижается, по крайней мере, по оставшемуся единственному направлению дальнего следования - в Москву.

- В том-то и дело, что уехать поездом из Ставрополя сегодня возможно только в Москву!

- Губернатор держит этот вопрос на контроле, он сам встречался с представителями РЖД, обсуждал открытие новых рейсов. Но вопрос этот не решается в два счета. Да и сейчас, в кризис, когда деловая активность падает, не лучшее время для открытия новых направлений.

Мы очень хотим развивать и аэропорт Ставрополя, где сегодня тоже всего два направления - Москва и Стамбул. Авиакомпания «Ютейр», которая с правительством края работает уже много лет, предлагает открыть несколько новых рейсов, в том числе в Сочи, Махачкалу, Санкт-Петербург...

Но опять-таки встанет вопрос о компенсации перевозчику части выпадающих доходов: в условиях небольшого пассажиропотока себестоимость перелетов будет высока. Однако развитие маршрутной сети для Ставрополя - это вопрос не столько экономический, сколько социальный. По крайней мере, такую задачу перед нами ставит губернатор.

- В проекте поправок к краевому бюджету на этот год предусмотрено 10,5 млн. рублей на ремонт аэровокзала в Ставрополе. Что планируете делать?

- Как вы знаете, наверное, аэропорт находится в совместной собственности частного инвестора и правительства края. И, соответственно, все вложения в его развитие должны идти из двух источников - это бюджет края и средства инвестора. Сегодня мы договорились, что направим ресурсы на реконструкцию зала прилета.

Но, конечно, главным стимулом для развития аэропорта станет реконструкция взлетно-посадочной полосы, что позволит принимать самолеты любой вместимости. Деньги заложены в целевую программу на 2018 год. К этому времени мы и планируем привести в порядок аэровокзал.

Беседовал
Антон ЧАБЛИН
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий