Поиск на сайте

По прогнозам специалистов, малому бизнесу в туристической сфере открылись широкие перспективы

 
Время менять приоритеты 
 

В предновогодние дни в Ессентуках прошла научно-практическая конференция «Туристско-рекреационный потенциал как основа для развития малого бизнеса». Ученые пятигорского филиала Российского экономического университета им. Плеханова и представители малых предприятий КМВ проанализировали перемены, происходящие на туристическом рынке, а также определили его перспективы.

Конференция

Изменения, связанные с закрытием самых доходных направлений (Турция, Египет), увидели, почувствовали на себе все участники конференции. И поскольку с вековой мудростью «не можешь повлиять на обстановку - поменяйся сам» спорить трудно, в необходимости пересматривать собственные приоритеты убеждать никого не пришлось. Тем более что изобретать ничего не надо.

Проектный менеджер Юлия Ильяева напомнила, что мировая практика демонстрирует высокий потенциал именно маленьких компаний. Тех, что формируются из своих средств, поддерживаются семьей, в которых руководитель сам участвует во всех процессах. Такие компании более мобильны и адаптивны, можно сказать, живучи, хотя и у них есть уязвимые места.

Проектный менеджер Юлия Ильяева считает, что будущее туризма - за маленькими компаниями.

Прежде всего, это дефицит кадров и ресурсов. ИП легко открываются, но развиваются с большим трудом, демонстрируя  низкую предпринимательскую активность. Тому есть масса причин: недостаток знаний у предпринимателей, нехватка финансовых ресурсов, административные барьеры и даже негативный имидж региона. В целом сектор малых предприятий в турбизнесе СКФО ниже, чем по стране (соответственно 15 и 22,7 %).

Самый распространенный на Северном Кавказе - горный туризм, и в ближайшее время, считают специалисты, останется наиболее перспективным. А вот второе место по возможностям будет у агротуризма, когда турист едет в сельскую местность, на ферму, знакомится с местной культурой, обычаями и даже принимает участие в традиционном сельском труде. Этот вид туризма, к слову, хорошо развит в Испании, Италии, Франции.

Кое-кто, впрочем, в этих прогнозах усомнился. Ведь регион КМВ всегда славился лечебно-курортным туризмом. Зачем менять приоритеты? Какой агротуризм, если мы даже свой агрокомплекс теряем, продовольственную безопасность обеспечить не можем?! Гастрономические туры - сырные фестивали и экскурсии по винзаводам - это у них, на «загнивающем» Западе, а наша реальность - засаленная чебуречная у дороги.

И все-таки, лечебно-оздоровительный туризм для малого бизнеса малоперспективен, настаивала менеджер. Потому что входные барьеры в него очень высоки. Проект по строительству санатория начинается с 1 миллиарда рублей.

Путешествовать хочется всегда
 
Итак, больше нет дешевых предложений и горящих туров в Анталию и Египет. А значит, путешественника с низким доходом больше нет. Клиент стал другим. Более экономным, рациональным, расчетливым. Он перестал платить заранее, отказался от дорогого отеля и экскурсий. Он сменил направления - с выездного туризма на внутренний. Вновь лидерами становятся российские курорты - Краснодарского края, КМВ, Калининграда. Как быть?

Надо придумывать новые туры, и торопиться, а то обгонят другие регионы, - считает специалист по маркетингу, доцент РЭУ им. Плеханова Ирина Долгова

Сегментировать рынок, - подсказывает специалист по маркетингу, доцент РЭУ им. Плеханова  Ирина Долгова. Придумывать туры, привязанные к дате, событию, способу передвижения, социальному статусу. И поторапливаться, а то обгонят. Ростов Великий, например, объявил себя всероссийским центром венчания. В Белоруссии сплавляются по рекам, а на берегу экстремалов ждет уютный домик.

Кто-нибудь предлагал туры людям, впавшим в депрессию, скажем, после развода или потери близкого человека? Бездетным парам - по святым местам? Аллергикам, коих в регионе тьма-тьмущая, - хоть куда, лишь бы уехали, поменяли место жительства на месяц? Кто-нибудь предлагал специальные туры для женской компании в три-четыре человека?

Туризм - это та сфера, где люди выбирают маршрут через личное общение, а вовсе не через буклеты и журналы. А значит, фирмы должны уподобиться клубу, где в офисе по праздникам и на круглых столах собираются люди. И хорошо, если бы постоянным путешественникам на сайтах нашлось место для личных страничек, где бы они делились своими впечатлениями и размещали свои фото.

Ирина показала участникам конференции удачные и неудачные туристические сайты. Объяснила, каким критериям должен отвечать идеальный сайт. Специализация (не надо охватывать весь мир и все направления), больше эмоций, доверия, искренности - вот путь к развитию! Да и то: какое бы ни было время, а путешествовать люди хотят всегда.

Тут-то и разгорелись споры! Какая сегментация, говорили бизнесмены, если денег у населения нет? Вы в курсе, что мы к бартеру все чаще прибегаем?.. Но именно кризис заставляет шевелить мозгами, упорствовала докладчица, в 1998 году выжили те, кто развивал маркетинг!

Участники конференции

Центры придут на помощь
 
Как привлечь предпринимателей в сферу туристского бизнеса?

Проектный менеджер Юлия Ильяева считает, что механизмом для этого могут стать… многофункциональные центры (МФЦ), которые уже зарекомендовали себя в сфере государственных и муниципальных услуг. Теперь настало время помощи предпринимателям, занятым в семейном турбизнесе.

Согласитесь, трудно где-нибудь в поселке Дагестана найти того или иного специалиста, за бухгалтером надо ехать за сто километров… Малому предприятию не нужно будет содержать в штате бухгалтера, менеджера, большинство операций можно переложить, причем виртуально, на плечи центра. А существовать он будет на агентские отчисления.

Но тогда услуги турфирм возрастут, возражали слушатели. Лучше платить своему бухгалтеру, он сделает все «как надо», чем бухгалтеру такого центра, который, не зная специфики предприятия, сделает все по закону.

Вы поняли, о чем речь? Да, о теневом туристическом бизнесе, доля которого в общей массе более половины. Хотя никто из участников конференции не признался, что его бизнес именно такой.

Идею использования МФЦ отчасти поддержал консультант по бизнесу в области туризма профессор Александр Медовый. Только он предложил создавать единые центры экскурсионной работы, которые должны обучать и выдавать гидам сертификаты, как это было в советское время, когда пятигорское бюро экскурсий гремело, наряду с московским и ленинградским.

Такие центры, к слову, успешно функционируют за рубежом, а турфирмы приглашают из них экскурсоводов.

И еще: центры, но уже справочно-информационные, должны быть на вокзалах. Чтобы вышел турист из поезда и самую подробную информацию получил у терминала или в окошке, а вовсе не от осаждающих его таксистов, обещающих показать все, сразу и задешево.

Одним словом, обсуждение выдалось горячим. К прогнозам и рекомендациям специалистов представители малого бизнеса отнеслись с интересом. Перестроятся ли? Примут во внимание?

 
Ольга ВАСИЛЬЕВА
Ессентуки
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий