Поиск на сайте

 

 

Прославленный музыкант Денис Мацуев разбудил новенький рояль на сцене ставропольской  филармонии

 

В минувшую среду Ставрополь впервые с концертом посетил народный артист России, обладатель целого ряда престижных наград, лауреат отечественной премии в области литературы и искусства Денис Мацуев.
Стремительный взлет его творческой карьеры начался в 1998 году после  триумфальной победы на XI Международном конкурсе им. Петра Ильича Чайковского в Москве. Выступления Мацуева расписаны надолго вперед (165 концертов в год) и с неизменным успехом проходят на самых престижных сценах мира от Америки до Японии. «Я сам устроил себе этот сумасшедший темп, но я им доволен», - заверил журналистов маэстро.
При таком распорядке понятно, почему в Ставрополь Денис прилетел всего за час до концерта. Но едва, шапочно, познакомившись с новым «необъезженным» роялем на сцене краевой филармонии, нашел все же пару минут для прессы.
«Я рад, что у вас появился новый классный инструмент известной марки, а это значит, что культура в крае на высоте», - поделился Мацуев в присутствии зампреда краевого правительства Василия Балдицына, не скрывавшего широкой улыбки.
История с роялем, стоит напомнить, произошла прямо-таки анекдотическая, но, к чести краевых властей, они сумели свой позор обернуть себе во благо. Случай из практики Белого дома редкий, если не сказать небывалый.
Пару лет назад в филармонии с концертом выступил известный пианист современности, народный артист СССР Николай Петров. Мог бы промолчать, но советская привычка говорить правду в глаза в итоге обернулась для края чудным приобретением.
На пресс-конференции Петров возмутился: «Рояль просто чудовищный, катастрофический, ужасный! Играть на нем - все равно что заниматься любовью с 80-летней старушкой… Это позор властям, которые за столько лет не купили для края новый инструмент!» Присутствующий в зале Балдицын тут же публично со сцены пообещал, что «новый рояль у нас будет звучать».
И вот в апреле местные СМИ разнесли приятную весть: рояль элитной американской марки  Steinway&Sons стоимостью 5,3 миллиона рублей прибыл в краевую филармонию! Дилер предложил на выбор три инструмента, звучание каждого оценивали именитые музыканты, в том числе и остроумный «критик» Петров.
А Денис Мацуев оказался первым музыкантом, которому довелось сыграть на новом рояле, исполнив цикл фортепианных пьес Чайковского «Времена года», мефисто-вальс №1 Листа и сонату для фортепиано №2 Рахманинова, чем доставил истинное наслаждение самой взыскательной публике.
Однако на ниве самопиара краевые чиновники все же перестарались, подвело чувство меры. Перед концертом с инструмента под аплодисменты эффектно слетел тюль, и ведущая торжественно объявила, что правительство в лице губернатора Валерия Вениаминовича Гаевского преподнесло всем жителям края подарок.
Спустя пару минут на сцене появился Балдицын и словно бы для людей, имеющих проблемы с памятью, принялся рассказывать о щедрости и заботливости краевой власти, предоставив высокое право презентовать дорогой инструмент Денису Мацуеву. Выглядело так, будто битком набившийся зал (несмотря на билеты по 4 тысячи рублей) мечтает не Мацуева послушать, а на рояль поглядеть.
Концерт прошел на ура, музыканта завалили цветами, гремели аплодисменты; в классическом старинном варианте, с четким ударением на последней гласной, из разных концов зала неслось «Браво!». На бис Мацуева вызывали раз пять, и неизменно - рукоплескания, цветы, восторженные возгласы. Исполнение последних композиций оказалось настолько страстным, что за рояль стало даже немного боязно.
Припомнилось давнее интервью Мацуева, которому аккуратно так, дабы не обидеть, журналист заметил: мол, инструменты не жалеете, Денис Леонидович... Музыкант ответил в том духе, что, когда в свои права вступает искусство, все материальное уходит на дальний план... Аргумент веский, но не для чиновников.  А ставропольское правительство пусть успокаивает то, что рояли марки Steinway служат четверть века - не меньше, кто бы на них ни играл.
«Сложно, конечно, говорить о концерте спустя двадцать минут, но я им доволен, - после выступления поделился с журналистами Денис. -  Виолончелисты и скрипачи играют на своих инструментах, а пианисты должны довольствоваться тем, что им дают. И дело тут не только в качестве инструмента - не всегда удается найти с ним общий язык. Я, конечно, волновался, ваш рояль совершенно новый, спящий, я его только чуть-чуть разбудил, но точно почувствовал: мы с ним одно целое. Поверьте, для музыканта это неимоверно важно».
Несколько приятных слов маэстро адресовал и самой ставропольской филармонии, по его словам, «уютной и с хорошей акустикой». Похвала эта многого стоит. По мнению Мацуева, одной из серьезных проблем классической музыки в России является отсутствие залов для исполнения, и провинции это касается в первую очередь.
Именно это обстоятельство является причиной статистики не в пользу Отечества: из 165 концертов, которые ежегодно дает Мацуев, на долю нашей страны приходится лишь треть. И когда Денис говорит, что в России попросту негде играть, в этом нет ни малейшего лукавства.
По этому поводу хотелось бы привести слова музыканта, произнесенные им в интервью одному из центральных телеканалов: «Российские гастроли служат не только для меня, но и для многих молодых наших музыкантов крепкой закалкой. Не обкаткой, как многие говорят, перед западными гастролями. Наоборот: я обыгрываюсь на Западе, чтобы сыграть в Пскове, Рязани, Кирове, Перми». Хочется верить, что Ставрополь тоже закрепится в этом ряду.
Несмотря на то, что Денис нарасхват у всемирно известных отечественных и зарубежных коллективов, особой его гордостью остается работа с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», президентом которого он является. За свою более чем двадцатилетнюю историю фонд воспитал многих мастеров сцены, продолжает расширять в России свою просветительскую деятельность в области музыкального образования талантливых детей.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий