Поиск на сайте

На прошлой неделе в Ставрополе открылась персональная выставка президента Российской академии художеств, народного художника СССР и России, посла доброй воли ЮНЕСКО Зураба Церетели

 

Это уже 42-я выставка известного во всем мире монументалиста, открывшаяся  в провинциальных городах России. Приурочена она к созданию на базе Южного федерального университета в Ростове-на-Дону отделения академии художеств. 
К сожалению, сам мастер до Ставрополя не доехал. Но это только пока: организаторы заверили, что в ближайшие дни Зураб Константинович прибудет в наши края. За процессом подготовки  экспозиции лично следила дочь мастера  Лика Церетели, которая прилетела в Ставрополь. А представила выставку помощник и друг Зураба Церетели  искусствовед Маргарита Хабарова.
Зураб Константинович Церетели давно и хорошо известен как создатель сверкающих мозаик и эмалей, излучающих свет витражей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла и в то же время как выдающийся художник-живописец с запоминающимся и ярким стилем станковых произведений. Монументальные произведения Церетели есть в Токио,  Париже, Лондоне, Нью-Йорке.
Зураб Константинович родился в Тбилиси в семье грузинского интеллигента, его отец Константин Георгиевич инженер-строитель. Первым местом  работы Церетели стал Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Художник получил возможность изучить народное искусство, развить вкус к его яркости и вековым традициям.
Церетели начал свою работу в качестве художника-монументалиста в Грузии в 1960-х годах. К примеру, известные многим любителям отдыха в Абхазии яркие красочные мозаичные остановки в Пицунде и Гаграх - дело рук Церетели. А в Пицунде  мастер выступил не только создателем отдельных монументальных произведений, но и стал главным художником огромного туристического комплекса. Вместе с архитекторами им была разработана концепция всего ансамбля - крупнейшего в Советском Союзе
Успехи, достигнутые в Пицунде, во многом определили дальнейшие направления работы мастера. Развивая их, он создал великолепные мозаики Дворца профсоюзов и ресторана «Арагви» в Тбилиси, прочно вошедшие в историю монументального искусства XX века.
В середине семидесятых годов Зураб Церетели находит новые формы мозаичного искусства. В оформлении здания автовокзала и парка Победы в Тбилиси он вырабатывает технику мозаичного рельефа, а создавая монументальные произведения для черноморского курорта в Адлере, обращается к объемной мозаике, создавая в этой технике трехмерные скульптурные композиции, принесшие ему известность как в России, так и за рубежом, вызвавшие восхищение у известнейшего из мастеров мозаики XX века - мексиканца Альфаро Сикейроса. 
Одновременно Зураб Церетели продолжал создание витражей, также широко экспериментируя в этой области. Он стал применять массивное колотое стекло - в витражах Дворца профсоюзов в Тбилиси и в здании посольства Грузии в Москве, матовые полупрозрачные стеклянные поверхности, сверкающие, праздничные, искрящиеся крупные стеклянные блоки - в здании посольства России в Тбилиси и в музее Великой Отечественной войны в Москве.  
Несмотря на громкие успехи во всем мире, основные события в творчестве Зураба Церетели свершаются в Москве. Его последние грандиозные работы в столице России, несомненно, являются главным воплощением в монументальном искусстве особенностей нашей эпохи.
Ансамбль на Поклонной горе, Манежная площадь, монумент Петру Великому. Как рассказала Маргарита Хабарова,  Церетели сейчас по-прежнему очень много работает. Просыпается в пять утра,  рисует, потом едет в академию. И каждый день просматривает публикации о себе в Интернете.
На выставке в Ставрополе представлены разные грани творчества художника - живопись, графика, скульптура, малая пластика, эмаль. 
Надеемся, что в ближайшем будущем Зураб Константинович все-таки появится в Ставрополе и лично представит свои произведения.

 

Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях