Поиск на сайте

 

 

Путь длиною в восемьдесят лет от Мещеры до Ставрополья прошагал художник Евгений Биценко

 

Знаменательное событие произошло в минувшую пятницу в Ставрополе в музее изобразительных искусств. Здесь открылась персональная выставка заслуженного художника России, воспитанника и яркого представителя русской реалистической школы живописи Евгения Федоровича Биценко, в октябре отметившего свое 80-летие.
Кроме картин из собственных фондов музея, несколько сотен произведений специально для выставки художник привез с собой из Рязанской области, где живет последние годы.
Там, в есенинских местах, Евгений Федорович и родился. Учился в той же школе провинциального городка Спас-Клепики, что и великий русский поэт, даже застал его преподавателей. Сегодня в этом здании расположен филиал музея Сергея Есенина, один из примечательных экспонатов которого - монументальный портрет поэта кисти Евгения Биценко.
Но большая часть жизненной и творческой биографии художника связана со Ставропольем. Здесь он стал зрелым мастером, заслуженным художником России, здесь родились и выросли его сыновья, старший из которых, Максим, пошел по стопам отца. 
Первое профессиональное образование Евгений Биценко получил в рязанском художественном училище, после окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина под непосредственным руководством репинского ученика Ивана Петровича Степашкина.
По распределению оказался в Ставрополе, став вторым в наших краях художником-академистом после Василия Ивановича Смирнова. Под вывеской «Ню» объединил творческую интеллигенцию города – название это продиктовано было не столько утонченным вкусом молодого художника в изображении женской обнаженной натуры, сколько потребностью обнажать свои мысли, делиться идеями, спорить, искать.
И с ходу заявил о себе работами, посвященными всесоюзному почину сельских школьников, первыми в стране организовавших ученические полеводческие бригады. Большое полотно «Ученическая бригада» и ряд многочисленных этюдов к ней сразу же с выставки перекочевали в фонды краеведческого музея.
Люди труда в творчестве Евгения Биценко занимают особое место, и в этом смысле ставропольское село для художника стало своего рода стартовой площадкой. Внушительная серия работ создана на ударных коммунистических стройках Большого ставропольского канала и Байкало-Амурской магистрали, по которой мастер намотал не одну тысячу километров.            
Тематические картины, натюрморты, пейзажи представлены в живописи и графике, где главными направлениями стали рисунок и работа в технике пастели. Но всегда для художника ведущим жанром оставался портрет, в котором, пожалуй, свое отражение нашла вся страна с ее непростой, трагичной, но непостыдной судьбой. 
Десять лет назад художник выпустил в свет сборник рисунков «Чеченский альбом» - работа, за которую мастер был удостоен премии Федеральной пограничной службы России «Золотой венец границы». 
В течение трех лет (1999-2001 гг.) с бойцами Итум-Калинского погранотряда Евгений Федорович и сын Максим на вертолетах летали в Чечню, чтобы запечатлеть героев той войны – измученных, пропавших порохом пареньков, только что вернувшихся с боевого задания. Бывало, художники уже потом узнавали, что их «натурщики» уже никогда не вернутся из боя…
Сырые палатки, промерзшие окопы, госпитали, перелеты, переезды между блокпостами и погранзаставами, днем и ночью, в любую погоду, рискуя попасть под обстрел... Что   подтолкнуло к этому сумасшедшему шагу в семь десятков лет человека уважаемого, заслуженного, востребованного? 
Те, кто лично и много лет знает Биценко, подтвердят: конечно, не удаль, не горячность характера и уж точно не стремление заработать -  неудержимая, нескончаемая страсть проникнуть в саму суть бытия.
Чтобы писать так, как Биценко, мало быть талантливым рисовальщиком, пусть и познавшим все тонкости академической школы, которыми художник, вне всякого сомнения, владеет виртуозно. В его картинах поражает иное - редчайший талант переживать, болеть, страдать, радоваться вместе со своими героями, так же как они сами. И это атрибут подлинного искусства, работа тяжелая, адская, но необходимая, которая больше выматывает и опустошает, чем вдохновляет и окрыляет. Глядя на картины Биценко, не расстаешься с мыслью: какую же душу должен иметь человек, чтобы так щедро делиться ею со своими персонажами!
Случайно ли, но на выставке не оказалось ни одного пейзажа художника. И какие бы горячие споры ни вызывали тематические работы (некоторые гости не смогли даже сдержать своих протестных эмоций у микрофона, куда выходили чествовать юбиляра), центр притяжения, главная тема художника - это человек. 
К слову, многие пытались писать портреты знаменитых ставропольцев Григория Прозрителева и Георгия Праве, но лучшие из них создал Евгений Биценко - работы, ставшие украшением и гордостью краеведческого музея.
Стоит предупредить: расслабиться на выставке не получится, картины и рисунки художника заводят, будоражат, лишают покоя. Не знаю, как мастер находит своих персонажей - из разных мест и эпох, со своими слабостями и недостатками, но все они, и это видно, люди порядочные и ответственные - качества, которые у наших современников в большом дефиците.
Чернышевского вспомнишь поневоле: «Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней - теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли…»
В этих людях есть всё: от присущей простым работягам скромности до  сопричастности к самым лучшим и славным страницам в отечественной истории. Это мир людей особого склада и жизненной философии, открытых и сильных. К этому миру хочется принадлежать еще и потому, что плоть от плоти его сам Евгений Федорович Биценко.    
Как не может отпустить потрясший фильм или книга, так и картины художника цепляют и притягивают своей глубиной, изяществом и проницательностью. Они не оставят равнодушным, и в этом их сила и красота.
 

Олег ПАРФЕНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий