Поиск на сайте

 

Скромному ставропольскому юноше Олегу Головко дочь Марины Цветаевой - Ариадна Эфрон предсказала будущее: «Он будет известным художником»

 
Предсказание исполнилось. Олег Головко, начинавший свою карьеру в Ставропольском академическом театре, стал одним из самых известных и востребованных в России театральных художников
 
На днях в Москве в Большом театре состоялась премьера, которую столичные критики уже окрестили «событием года», – опера «Дон Паскуале». Спектакль этот в Большом театре не ставился с 1872 года. Абсолютный шедевр Доницетти представили перед московской публикой молодой режиссер Тимофей Кулябин и сценограф Олег Головко (на снимке).
Спросите, какое отношение это значимое культурное событие имеет к Ставрополю? Самое прямое: Олег Головко, ныне один из самых известных в России театральных художников, ставропольчанин, начинал свою карьеру в Ставропольском академическом театре драмы им. Лермонтова. Затем уехал покорять Северную столицу.
Прежде чем поступить в Академию художеств, прямиком к очень известному педагогу, академику, главному художнику БДТ им. Товстоногова Эдуарду Кочергину, Олег Головко успел окончить художественное училище. После окончания Института им. Репина будущий сценограф стажировался в Париже. По сей день в Ставрополе живет отец Олега – известный в крае ученый, исследователь-литературовед, профессор СКФУ Вячеслав Головко.
Накануне премьеры в Большом театре корреспондент «Открытой» встретилась с Вячеславом Головко. Он рассказал о весьма непростой судьбе своего сына.
 
 
- Вячеслав Михайлович, журналисты пишут о том, что у вашего сына было «кочевое» детство, что ваша семья часто переезжала из одного города в другой. С чем это было связано?
- Да, в детстве Олегу пришлось побывать в разных городах, учиться в разных школах. Дело в том, что он – наш студенческий ребенок. Мы с женой окончили филфак, когда ему исполнилось два года. По распределению Министерства просвещения РСФСР попали в Новосибирскую область, и нас, не посчитавшись с правом выбора отличников, направили в Сибирь, несмотря на то что ребенок был еще ясельного возраста.
Через время я поступил в очную аспирантуру Московского государственного педагогического института им. Ленина. Через три года, когда я защитил кандидатскую диссертацию, меня направили на работу в Ульяновский госпединститут, а через два года я принял предложение Росминвуза и перешел на работу в Омский госуниверситет.
Таковы были реалии советского времени – мы постоянно переезжали, в поисках лучшего места работы. Все это время Олег, конечно, был с нами. Поэтому и сложилось впечатление о том, что он «кочевник».
- Когда же проявился художественный талант Олега?
- Рисовать начал с раннего детства. По сей день в семье хранится весь архив детских рисунков Олега. Учился он, несмотря на постоянную перемену школ, хорошо. Творческие способности открылись у него очень рано, этому, безусловно, способствовала общая культурная атмосфера нашего дома, где всегда было много книг, которые пытливый ребенок читал с огромным интересом. К двенадцати годам он уже прочитал все тома собраний сочинений Гоголя, Пушкина и Тургенева!
Однажды, когда я вернулся домой после лекций в университете, то увидел, что сын-семиклассник рисует офорт к роману Виланда «История абдеритов».
- Поразительно! Какие же живописные произведения и явления окружающего мира произвели впечатление на будущего известного художника театра в детстве?
- В самом раннем детстве Олег буквально не выпускал из рук настоящий фолиант – книгу Михаила Алпатова «Этюды по истории западноевропейского искусства». С этой книгой Олег не расставался: его любимой картиной была «Мадонна Конестабиле» Рафаэля.
Когда я уже учился в московской аспирантуре, мой друг – блестящий знаток живописи, философ и социолог культуры Леонтий Зыбайлов - повел Олега в Третьяковскую галерею. Картины Петрова-Водкина произвели на семилетнего ребенка неизгладимое впечатление: он в детстве часто рисовал по мотивам картин этого художника.
А в Цветаевском музее изобразительных искусств на Волхонке его буквально потрясли картины французских импрессионистов. Елабужские церкви он часто рисовал с натуры, а соборы и церквушки Троице-Сергиевой лавры не исчезали из его детских работ.
 - Правда ли, что «крестной мамой» Олега в живописи стала дочь Марины Цветаевой – Ариадна Эфрон?
 - Да, это так. Честно признаться, я не сразу понял, что художество – это призвание сына. Ведь все дети рисуют, так же как в юности все пишут стихи, но художниками и поэтами становятся единицы - лишь те, кого Господь наделил талантом.
Поистине «крестной матерью» Олега в искусстве стала Ариадна Сергеевна Эфрон, получившая образование в студии при Лувре в те годы, когда семья Марины Ивановны Цветаевой жила под Парижем. Как-то спросила меня Ариадна Сергеевна об Олеге, и я сказал ей, что он все время рисует.
Она попросила показать рисунки тогда семилетнего Олега, и я принес ей несколько его работ. Это были отзвуки воспоминаний о живописнейших окрестностях Елабуги, водная стихия Камы, сосновые корабельные рощи. Ариадну Сергеевну поразило то, что мальчик не раскрашивает нарисованные контуры, а сразу дает цветовое решение, причем сложное, неоднозначное.
Именно в этом она усмотрела проявление таланта, сказала, что ребенок от природы обладает удивительными колористическими данными и способностями. Она просто настаивала на том, чтобы Олег начал посещать занятия в художественной школе, и предрекла ему блестящее будущее на этом поприще.
Олег стал победителем на Всесоюзном конкурсе детского творчества в Москве, а потом было уже Гран-при международного конкурса молодых художников в Париже, стажировка в Лувре, российская национальная театральная премия «Дебют», «Золотая маска» и многое-многое другое.
 
Технический совет. Олег Головко (слева),Тимофей Кулябин
 
- Правда ли, что его имя внесено в знаменитую швейцарскую энциклопедию «WHO IS WHO В РОССИИ»?
- Абсолютная. Самое интересное, что Олег очень скромный, добрый человек и никогда не кичится своими званиями и наградами. О том, что его имя внесено в энциклопедию, я узнал из Интернета. Сын не сказал ни слова.
Многие театральные критики отзываются об Олеге как о художнике интеллектуальном и уверенном, который имеет свой взгляд и свой почерк. В своих сценических работах он соединяет современное искусство и традиционный театр, авангард и классику.
Недавно за сценографию спектакля «Из жизни марионеток» в Большом драматическом театре им. Товстоногова Олег получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит». Одновременно эту престижную премию за другой спектакль в этом же знаменитом театре получил и его учитель Эдуард Степанович Кочергин.
 - В каком возрасте Олег открыл для себя мир театра?
- Мир и искусство театра Олег открыл для себя в те его детские годы, которые пришлись на время моей учебы в московской аспирантуре.
На дневные спектакли в театрах Москвы водили его мы. Очень большое впечатление на Олега произвел тогда спектакль «Синяя птица» во МХАТе с Ириной Мирошниченко в одной из главных ролей, а также постановка в Театре Сатиры по мотивам известной книги Астрид Линдгрен, в которой роль Карлсона играл Спартак Мишулин, и многие другие спектакли.
В Омске мы были очень дружны с семьей актрисы театра драмы Елены Александровны Аросевой, сестры Ольги Аросевой, которая, видя увлечение Олега рисованием, очень хотела, чтобы он пошел по стопам знаменитого художника-мультипликатора Котеночкина.
- По отзывам столичных критиков, премьера оперы «Дон Паскуале» прошла в Большом с огромным успехом. Какие дальнейшие планы у вашего сына?
- Его творческая жизнь теперь расписана на годы вперед. Сразу же после окончания работы в Большом театре Олег улетает в Вену работать над постановкой пьесы «Три сестры» Чехова. Затем его ждет работа в Берлинском театре.
Из Германии возвращается в столицу, где в Театре Наций готовится новый спектакль в его сценографии. Уже известно, что руководство Большого театра продолжит с ним сотрудничество.
Мечтаю, чтобы Олег приехал в отчий дом хотя бы на недельку! Надеюсь на продолжение его сотрудничества с нашим ставропольским театром, ведь на отпуск сейчас Олег не может выделить ни дня, а так приедет на малую родину и мы наконец-то поговорим о наболевшем, о том, что нам дорого.
 
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий