Поиск на сайте

 

 

Ставропольский народный коллектив национального танца «Элефтерия» в Чувашии произвёл настоящий фурор
 

На днях в Чебоксарах, столице Чувашии, состоялся XX Всероссийский фестиваль народного творчества «Родники России». За свою богатую историю этот зажигательный конкурс завоевал огромную популярность и вышел в лидеры российского фестивального движения. Если на первый праздник национальных культур приехало всего полтора десятка коллективов из Чувашии, Татарстана, Мордовии и Ульяновской области, то в этом году гостями республики стали уже сорок коллективов из России, Белоруссии и Украины.
Ставрополье в этом грандиозном творческом слете участвовало впервые, а представлял наш регион народный ансамбль национального танца «Элефтерия» краевого Дома народного творчества. Это уникальный коллектив, в котором виртуозный танец неотделим от познания и любви к богатым национальным корням. Художественная деятельность ансамбля несет в себе многовековые традиции творчества народов Греции и Кавказа, их богатейшую духовную сокровищницу.
О том, как ставропольцев встретили в Чувашии, чем живет «Элефтерия», с корреспондентом «Открытой» поделился художественный руководитель коллектива Карен АСЛАНЯН.
 

- Карен, как встретила вас Чувашия?
- Потрясающе тепло и дружелюбно! Поразил сам город - просторный, зеленый, много мостов, чем-то даже напомнил Санкт-Петербург. Несмотря на то, что фестиваль приурочили ко Дню республики, на улицах Чебоксар практически не видно было полиции. При этом никаких перекрытых дорог, дебошей и конфликтов - все мирно, спокойно и по-настоящему весело.
Но просто сразило то, что и зрители, и сами участники со всей огромной России встречали наш коллектив чуть ли не как инопланетян! Это мы в Ставрополе считаем, что Северный Кавказ - центр цивилизации, о нас и нашей культуре все знают, все нами интересуются и завидуют нашему национальному колориту.
Но вдруг оказалось, что это миф! Люди практически не представляют, чем живет Кавказ, как здесь танцуют, поют, какие слагают стихи. Мы стали настоящим открытием.
Не хочу хвалиться, но «Элефтерия» произвела на публику культурный шок в самом хорошем смысле. Выстроилась целая очередь, чтобы сфотографироваться с нами, люди брали у нас автографы, обнимали, целовали, предлагали обменяться телефонами.
И еще один момент: фестиваль прошел под эгидой республиканского министерства культуры.  
- Слушаешь вас - и сразу вопрос напрашивается: почему великолепный праздник в Чувашии придумали и раскрутили, а мы о таком только мечтаем?..
- Когда я увидел, что фестиваль привлек к себе внимание чуть ли не всего города (во время торжественного шествия местные жители с шариками и флагами сопровождали нас всю дорогу до самой сцены на главной  площади Чебоксар), то тоже подумал: «Почему не у нас?» Вопрос, полагаю, риторический.   
- «Элефтерия» - слово греческое, и греческий танец для вашего коллектива на первом месте. Но одинаково здорово вы исполняете и Северный Кавказ, и Грузию. Чем продиктован такой выбор?
- Коллектив родился в 1981 году, что само по себе было событием, ведь Греция - капиталистическая страна, а «Элефтерия» означает «Свобода».
Основал ансамбль Отарий Павлович Турсидис, позднее передавший коллектив своему сыну Агису, выпускнику ставропольской медакадемии. Сегодня оба живут на Кипре (Агис уехал совсем недавно), а руководство ансамблем, вот, поручили мне.
Начинали мы, действительно, с греческого танца, чуть позднее в репертуаре появился Северный Кавказ, что понятно. А Грузия возникла благодаря тому, что своей хореографией покорила весь мир.
Не будем обсуждать личность Сталина, но именно его стараниями танцевальное искусство Грузии в свое время было поставлено на непревзойденную высоту. Внимание уделяли каждому из этнических уголков в отдельности - Аджарии, Сванетии, Гурии, Мегрелии. Грузия присутствует в репертуаре практически всех танцевальных коллективов российского Кавказа.
- А еще вы любите экспериментировать, смешивать школы,  стили, направления.
- Коллектив молодой, ребятам лет по 20-25, для них эксперимент - дело естественное. Например, в одном номере можем уместить элементы классического балета, фламенко и лезгинки. В национальных костюмах и в свете фонарей смотрится эффектно!
- Однако музыкантов своих у вас нет?
- Пока нет, от чего мы, признаться, страдаем. Хотя полно классных аккордеонистов и барабанщиков, в том числе по соседним республикам, которых привлекаем к выступлениям. Только брать на гастроли их возможности нет.
Но за нас можно порадоваться: недавно при ансамбле открыта школа игры на восточном и кавказском барабане.  
- «Элефтерия» - коллектив интернациональный, но греков, наверное, больше?
- Честно говоря, я даже не знаю, кого больше. Представлен весь Северный Кавказ, ближнее зарубежье, даже арабы есть. К нам идут все, и хорошо, что люди понимают: танец - это, прежде всего, элемент культуры, которая не имеет национальных границ.
На фестивале в Анталии, помню, познакомились с одним африканцем, тоже танцором. Так он за несколько дней, пока мы там были, в нашем коллективе стал как родной - и лезгинку пританцовывал, и подпевал по-гречески. Когда уезжали, пришел проводить нас. Уже сели в автобус, через стекло машем ему на прощание, а у него по щекам текут слезы. Представьте только! Да и мы растрогались не на шутку.  
Танец - как книга, а человек образованный никогда не станет ограничивать себя национальной литературой. Поэтому мы не только учим танцевать, но еще стараемся приобщать к истории и культуре России, Греции, Грузии.
- Было что-то, о чем Агис просил вас перед отъездом на Кипр?
- Сохранить коллектив - не только в профессиональном смысле, но, прежде всего, как дружную, крепкую семью, о чем Агис очень заботился.
Сплоченность и уважение друг к другу особенно чувствуются в дороге, когда выезжаем на гастроли. До Чебоксар на «Газели» в тесноте отмахали полторы тысячи верст, но стали только ближе.
Вы бы видели, сколько внимания ребята уделяют девушкам на гастролях, сколько заботы и такта в их отношениях! Ну чем не повод для гордости?
- Связь с Агисом поддерживаете?
- Конечно, он на Кипре хирургом работает. А параллельно - ну не может без танцев жить! – занимается продвижением культурных проектов. В сентябре по согласованию с тамошними властями проводит Международный танцевальный фестиваль. Так что у нас намечаются большие гастроли.
- Путешествуете часто?
- Были в Греции, Турции, Испании, в августе намечается поездка в Италию. У себя, как правило, колесим по Югу России.
Часто зовут на свадьбы. Было даже, что невесту с женихом за неделю обучили азам танца и ввели в номер. Радости молодых и гостей не было предела!
- Но в Ставрополе вас не часто встретишь. Так ведь?   
- Раза два-три в год, но и это не просто. Надо отрепетировать номера, договориться об аренде зала, привести в порядок костюмы, расклеить афиши… Делить этот круг забот не с кем, все вопросы решаем сами.
В октябре хотим выступить на пару с Сосо Павлиашвили, подготовить грузинскую программу. Но обещать что-то твердо пока рано.
- Спонсор есть у вас?
- Есть, но имени своего эта женщина, поймите правильно, просила не разглашать. Она владелица туристического бюро в Пятигорске, помогает проводить выступления в странах, в которых организует туры.
Мы не представляем для нее никакого коммерческого интереса и благодарны за эту поддержку из любви к искусству, но всякий стоящий культурный проект нуждается в постоянной государственной поддержке. Меценатство - дело хорошее, однако, как ни крути, все же настроено на акции разовой помощи.   
- Известно, что желающих попасть в ваш коллектив было столько, что вслед за «Элефтерией» создавали детский ансамбль народного танца «Астери», радующий настоящими театральными постановками. Как родители могут записать ребенка в «Астери»?
- Очень просто. У нас несколько детских танцевальных студий - в греческой общине, по Карла Маркса, 64, в 15, 17 и 21-й школах. В «Астери» занимаются дети с четырех до четырнадцати лет, после чего, если есть желание танцевать дальше, переходят в «Элефтерию».
С ребятами работают профессиональные балетмейстеры, занимаются осанкой, мимикой - в общем, всем, что нужно для выступления на сцене. Учим слышать музыку. Начинаем с азов, постепенно усложняя технику. Много рассказываем, где, когда и какой танец зародился.
По итогам года даже экзаменуем детей по теории и практике. Для этого приглашаем наших заслуженных деятелей культуры, таких как Иван Иванович Громаков и Александр Павлович Виниченко.
- В «Элефтерии» тоже есть своя возрастная планка?
- Мы эту планку не устанавливаем, она возникла сама по себе - около 25 лет. Люди взрослеют, уходят из коллектива - быт затягивает, работа. В этом, конечно, есть большой минус для ансамбля, когда его надо постоянно держать в форме из-за текучести.
Но в этом же и большой смысл - дети из разных семей и разных национальностей приходят к нам, знакомятся, общаются, дружат, впитывают культуру народов Кавказа, учатся понимать друг друга и уже иными глазами смотрят на происходящее вокруг. Культура - это единственное, что способно сплотить нас.
Наконец, танец - замечательная альтернатива улице. Директора школ просят взять в кружок трудных детей, лишь бы они не слонялись по подворотням. И мы охотно откликаемся на это.
 

Беседовал
Олег ПАРФЁНОВ

Теги: танец


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий