Поиск на сайте

 

 

 

Создание уникального историко-культурного комплекса в Пятигорске откладывается уже более десяти лет

 

Городок чистенький, новенький
В научной лаборатории американского города Детройта камни порога хранят отлитые из металла отпечатки ступней великого изобретателя Томаса Эдисона: он бывал в этом здании. В Пятигорске многие дома, тропинки парков и аллей знают величайших представителей русской культуры. Но музеев, рассказывающих об этих людях, нет.
- Хуже того: что имеем - не храним, - с трудом скрывая эмоции, рассказывает директор музея-заповедника М.Ю. Лермонтова Ирина Сафарова. - Посетите Провал, Лермонтовскую галерею, место дуэли поэта, Грот Дианы... Впечатление удручающее. У Провала орудуют бойкие торговцы бусами и колготками. Прямо на скульптурах львов выставили сувениры, развесили ужасные «а-ля горец» костюмы для «фото на память». А чуть ниже, в сезон, полуголые люди принимают ванны. Очень уж неприглядная картина для курорта с мировым именем, который к тому же входит в число 117 российских городов-памятников. Однако самое страшное в том, что уникальных мест, связанных с именами знаменитостей мирового уровня, вскоре может и вовсе не остаться.
Уничтожен в Кисловодске дом первого историка Кавказа Реброва, в котором останавливались Пушкин и Лермонтов. В Иноземцево в частных руках оказался Дом Рошке, где Лермонтов провел последние часы своеи жизни, отправившись на дуэль. В плачевном состоянии пребывает Пятигорский некрополь – место упокоения первых архитекторов Пятигорска братьев Бернардацци, троюродной племянницы Лермонтова Е. Шан-Гирей. Здесь же первоначально был похоронен и сам поэт.
Историческая и культурная судьба Пятигорья богата многими великими именами и событиями, город изображен в одном из лучших классических русских романов - «Герое нашего времени». Само же представление о Пятигорье как о «Русском Парнасе» впервые встречается в посвящении к пушкинскому «Кавказскому пленнику», где молодой поэт с восхищением отзывается о главной достопримечательности местного рельефа - пятиглавом великане Бештау, «новом для меня Парнасе». Слова классика стали пророческими.
Первые сколь-нибудь подробные описания Пятигорья появились в конце XVIII столетия, когда к Кавказским водам проложили путь российские ученые. Здесь побывал в сопровождении казачьего конвоя И. Гюльденштедт, положивший начало изучению минеральных источников. Дальнейшие исследования связаны с именами П. Палласа и Ф. Гааза, которым принадлежит честь первых научных восхождений на вершину «Русского Парнаса» - Бештау.
Горячие воды получили большую известность и сюда потянулись целые вереницы повозок с желающими изведать их лечебные свойства. Приток страждущих стимулировал появление частных и общественных гостиниц, ванных зданий, благодаря чему и возник у подножия «Русского Парнаса» «чистенький, новенький городок», о котором впоследствии расскажет Лермонтов.
Но очень скоро пальма первенства в описании Пятигорья переходит от науки к литературе. Побывав летом 1820 года на водах, Пушкин запечатлел «ужасный край чудес» в стихотворении «Я видел Азии бесплодные пределы». Здесь же появился замысел его поэмы «Кавказский пленник», а подмеченная сцена того, как русский воин попадает в плен к горцам стала классической в русской литературе. По выражению Белинского, «с легкой руки Пушкина Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний!..»
В Пятигорске Пушкин побывал в 1829 году, когда предпринял главное в своей жизни путешествие в Грузию и Арзрум. Сюда, на берега Подкумка, он приводит и странствующего по России Онегина, о чем упоминает в черновых набросках к роману. Однако, некоторые замыслы, связанные с темой Кавказа, Пушкин осуществить так и не успел: поэмы о князе Мстиславе, «Тазит», о русской девушке и черкесе.
 
Священные горы Кавказа
С Пятигорском связаны первые шаги в литературе Л. Толстого, работавшего здесь над кавказскими рассказами. Отсюда писатель отправил в некрасовский «Современник» рукопись «Детства», начал «Беглеца» (ранний набросок «Казаков»), а уже годы спустя описал город в одном из рассказов «Третьей русской книги для чтения». Как признавался писатель в дневниковых записях, Пятигорск - это «первый город, из которого я не увезу раскаяния».
Творческую судьбу с Пятигорском связали многие художники слова, тут творили А. Бестужев-Марлинский, А. Одоевский, Е. Ростопчина, Н. Огарев, В. Даль; уже в XX веке - В. Хлебников, С. Есенин, Б. Пильняк, М. Булгаков... Однако судьба распорядилась так, что главный роман о Пятигорске написан был Лермонтовым.
«Горы Кавказские для меня священны», - писал в юности будущий автор «Героя нашего времени» и остался верен этим словам всю недолгую свою жизнь. Ведя своего героя дорогой страстей и сомнений, Лермонтов попутно успевает запечатлеть все сколько-нибудь примечательные уголки города. Он первым в русской литературе отметил интернациональный уклад Пятигорска: «...шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Здесь он написал свои последние стихи. Здесь в июле 1841 года разыгрались события его роковой дуэли.
В 1889 году в городе был открыт первый в России памятник поэту работы великого скульптора A. Опекушина, а в 1912 году основан один из первых литературных музеев - «Домик Лермонтова». Сегодня это музей-заповедник, объединивший комплекс многих лермонтовских мест: Провал, Эолова Арфа, Грот Дианы, места, связанные с дуэлью и смертью поэта... Сюда же входят памятники архитектуры лермонтовского времени: ресторация, ванны, дом для неимущих офицеров.
Одной из уникальных особенностей комплекса является то, что большая часть его компактно расположена в старейшей части города, а потому придает Пятигорску неповторимое своеобразие, как бы подкрепляя его памятными фактами из биографии поэта, событиями из «Героя нашего времени». Кроме того, архитектурную изюминку города дополняют строения более позднего времени, например, Академическая галерея, кофейня Гукасова, дача «Эльза», дом доктора Конради.
Признанный одним из исторических городов России, Пятигорск по числу посещений великих людей и связанных с ними памятных мест мог бы рассчитывать на статус города-заповедника. Но, к сожалению, эти возможности отчасти реализованы только по отношению к Лермонтову, освятившему землю Пятигорья своей кровью.

Такой старинный уголок
Идея расширить музей в границах прилегающего квартала возникла еще в середине 90-х. Сам квартал поистине уникален: все дома его, в котрых жили друзья и секунданты Лермонтова, без потерь «пережили» революции и войны, ни одно из них не пострадало. Едва ли в каком еще городе остался такой старинный уголок.
Несмотря на хроническое безденежье, местным властям в свое время удалось даже найти деньги и переселить часть людей в многоэтажки. Так, вместо обшарпанных и полуразваленных коммунальных комнат появился роскошный, прекрасно оборудованный дом-музей А. Алябьева с концертным залом исключительной акустики.
Столичным чиновникам совместное начинание музея и пятигорской администрации пришлась по нраву, однако поддержать идею они так и не смогли - нет денег.
- Проект «Русский Парнас» предполагает создание в лермонтовском квартале историко-культурного комплекса, в который вошли бы как уже существующие памятники и объекты культуры, так и новые - музеи изобразительных искусств, Льва Толстого, театрального искусства, альпинизма, - рассказывает ученый секретарь музея-заповедника М. Ю. Лермонтова, одна из ведущих авторов проекта Светлана Сафарова.
Есть задумка, например, открыть курортный музей, экспонаты которого расскажут о настоящем и прошлом курорта. В самой старой части Пятигорска, именуемой Горячеводской линией, сохранилось строение, описанное Лермонтовым - дом княжны Мери – в котором можно разместить уникальную экспозицию литературного героя, рассказав обо всех «кавказских» персонажах отечественной литературы. Не один десяток лет музей работает над темой «Кавказ в русской литературе», которая также ждет своего достойного оформления. В Пятигорском лингвистическом университете учится молодежь из десятков стран, а вот библиотеки, где были бы собраны издания русских и зарубежных классиков на языках народов мира, увы, нет. Хотя начало такой библиотеки уже положено давно. В музее хранится уникальная подборка изданий Лермонтова на языках народов Кавказа, а также зарубежных классиков, которых любил перечитывать поэт - Шекспир, Шиллер, Байрон...
Было время, в городе кишело от салонов по изготовлению открыток - традиция нынче практически полностью утраченная. Самые популярные фотографии принадлежали Г. Раеву, который, поднимаясь со своим громоздким оборудованием на труднодоступные вершины, фотографировал восхитительные места, а потом издавал серии открыток как в России, так и за рубежом.
В пятигорских музеях хранятся подлинные снимки Раева, удостоенные золотых медалей на международных выставках - материал, который, безусловно, также должен лечь в основу музея первого фотографа Кавказских Минеральных Вод.
Кроме того проект предусматривает строительство и создание небольшой гостиницы, театральной студии, мастерских по изготовлению сувениров и возрождению художественных промыслов, выставочных залов, картинной галереи, литературного кафе. Тут же предполагается открыть экскурсбюро для организаций поездок по лермонтовским местам, а также в Приэльбрусье, Теберду, Домбай. Гости Пятигорска могли бы совершить конную и пешую прогулку вокруг Машука, на пролетке съездить к месту дуэли поэта.
Скульптор И. Шаховская, изваявшая львов, украшающих Провал и подарившая городу Китайскую беседку, что в парке «Цветник», еще полвека назад сделала маленькие фигурки княжны Мери, Печорина, Грушницкого, Максима Максимыча. Очень хотела, чтобы персонажи «Героя нашего времени», но уже в полный рост, украсили старые кварталы Пятигорска. Идея прекрасная, однако до ее воплощения руки опять-таки не доходят.
- Очень важно, что лермонтовский квартал может стать интеллектуальным центром, где формировалась бы и процветала творческая атмосфера - встречи с интересными людьми, вечера старинного романса, вернисажи, музыкальные салоны, - говорит Светлана Сафарова. - Но как убедить московских чиновников в необходимости создания «Русского Парнаса»? Этим мы занимаемся уже двенадцать лет. Надежда остается только на новый нацпроект - «Культура». А как реализовать его на месте, мы знаем и в помощи, поверьте, не нуждаемся: в городе достаточно своих замечательных экскурсоводов, актеров, режиссеров, художников, ученых - настоящих патриотов, готовых бескорыстно прославлять родной город.

Олег ПАРФЕНОВ

 

Водолаз 25 июня 2008, 09:08

Вот жаль только дача "Эльза" находится в ужаснейшем состоянии, а ведь она действительно великолепное архитектурное произведение!

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий