Поиск на сайте

 

 

Аудиторы краевой Счетной палаты обнародовали скандальные факты разбазаривания госсредств
 

На минувшей неделе председатель Счетной палаты края Андрей Колесников рассказал журналистам о результатах «ковровой» проверки расходования на госнужды средств краевой казны в 2006-2007 годах. Стоит оговориться, что итоги контрольного мероприятия, согласно закону о Счетной палате края, не содержат каких-либо политических оценок - одни лишь «железные» факты и цифры.
Итак, закон, регламентирующий размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, вступил в силу с января 2006 года, однако нерасторопность и неповоротливость уполномоченных на то структур новую систему размещения заказов сумели отладить с приличным опозданием, спустя лишь полгода. Большой поток заказов (за проверяемый период более 7,5 тысяч контрактов на сумму 7 млрд. рублей), помноженный на неподготовленность чиновников, привел к тому, что срок подведения итогов конкурсов доходил до четырех месяцев.
Столь вялое рассмотрение заявок на строительство и ремонт зачастую для фирм-подрядчиков оборачивалось тем, что работать приходилось осенью и зимой. Как следствие, либо страдало качество, либо из бюджета выуживались дополнительные кругленькие суммы. В своевольном расходовании казенных средств отличились практически все министерства края.
Одним из самых, пожалуй, полюбившихся чиновникам способов разбазаривания бюджетных денег стало заключение контрактов с единственным поставщиком, игнорируя при этом всех остальных. Да, закон разрешает не проводить конкурс, воспользовавшись услугами любой проверенной фирмы - но лишь при наличии обстоятельств непреодолимой силы. Такими форс-мажорными обстоятельствами могут быть, например, стихийное бедствие или война, когда действовать надо оперативно и времени на конкурсные процедуры у государства попросту нет.
Так, без проведения конкурса минимущество прикупило на сумму 174 млн. рублей в госсобственность три нежилых помещения. Выполняя плановую подготовку к зиме, министерство ЖКХ умудрилось, минуя конкурсы, заключить аж 17 контрактов на сумму 188 млн. рублей. Один из них - на размещение рекламных материалов, посвященных 160-летию края. Получается, День края коммунальщики приравняли к мероприятию вроде ликвидации последствий потопа. Более того, «потоп» оказался настолько страшен, что сам контракт подписали лишь спустя 9 дней после праздничных событий.
Без проведения торгов с десяток контрактов на сумму 8 млн. рублей заключило минкультуры. Оказывается, спешно готовились к Международному кинофоруму «Золотой витязь», театральному и концертному сезонам, учебному году. Так же нечистоплотно предпочел работать и комитет по делам молодежи, подписав контракты на организацию новогодних развлечений на сумму 2 млн. рублей.
В целом же, без проведения конкурса чиновники по своему усмотрению подписали около четверти проверенных аудиторами контрактов. По самым скромным подсчетам, для краевого бюджета это обернулись возможным перерасходом 20 млн. рублей – суммой, которую могли бы сэкономить на более выгодных предложениях других фирм.
Но даже в тех случаях, когда дело все же доходило до конкурса, к его участникам предъявляли надуманные требования и «лишние» фирмы отсеивались сами собой. Так, единственным участником и победителем конкурса на закупку наглядных пособий и учебников комитет по госзаказу признал Ставрополь-ский учколлектор. Другим фирмам, с предложениями более выгодными, категорично отказали. Итог: руководство учколлектора в шоколаде, а казна лишилась 17 млн. рублей.
Порой диву даешься, как безбоязненно чиновники манипулируют законом. Аудиторы Счетной палаты глазам своим не поверили, когда узнали, почему комитет по госзаказу не допустил к конкурсу на поставку оборудования для краевой филармонии одну ростовскую фирму. Отказали ей потому, что в заявке отсутствовала... нумерация листов. В результате единственным участником конкурса признали московское ООО с максимальной ценой контракта. Лихо, не правда ли?!
Крайне прелюбопытная ситуация сложилась вокруг санатория «Ставрополье» в Сочи. В советское время он принадлежал сельхозпроизводителям края, в нем отдыхали и лечились простые труженики. После перестройки самостоятельно поддерживать санаторий им стало не по силам, и его безвозмездно передали краю. Кто сегодня отдыхает в этом санатории, вообще непонятно, зато деньги на его обустройство из казны края идут немалые, причем весьма регулярно.
Но дело не только в суммах, а еще в том, как ими распоряжаются. В этом году, например, на ремонт курортного учреждения подали заявки три организации, но две из них к участию в открытом конкурсе даже не допустили. И предлог нашелся: в предложенную ими цену контракта не вошли, в частности, расходы на выполнение авторского надзора и проектных работ.
А победителем признали железноводского подрядчика, который эти расходы согласился нести в полном объеме. Но уже спустя полтора месяца появляется официальная бумага, убирающая из контракта те самые пункты затрат, отсутствие которых у конкурентов «победителя» стало поводом для отказа от их услуг. Кроме того, «своей» фирме щедро оплатили, а затем и приняли работу, которая на момент проверки была весьма далека от завершения. Огромные суммы по воле министерских чиновников ушли на ремонт санаторского забора, как выяснилось, вообще не числящегося за ним.
Проверка показала, что практически треть от общего объема госзакупок проведена с нарушениями установленного порядка. Новый федеральный закон о закупках для госнужд, позволяющий реально экономить, чиновники края будто бы и не заметили, по-прежнему распоряжаясь госсредствами, как своими личными.
Остается вообразить лишь какие сумасшедшие деньги утекают из бюджета в результате всевозможных откатов и распилов. При этом средств на самые горячие нужды в крае, как водится, нет. Впрочем, откуда ж им после этого взяться?!

Олег ПАРФЕНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий