Поиск на сайте

 

Благосостояние каждого жителя Ставрополя напрямую зависит от умелого распоряжения городской казной

 

К такому выводу в оживленной дискуссии пришли участники публичных слушаний, посвященных исполнению бюджета краевого центра за минувший год. Открыл это важное для горожан мероприятие и.п. главы Ставрополя, спикер гордумы Евгений Луценко.
- Несмотря на определенную специфику и сложность вопроса, прямо или косвенно он касается любого из нас, независимо от возраста, социального положения, профессии. А потому меня особо радует присутствие в этом зале рядовых горожан, которые как раз-таки и превращают мероприятие из сугубо ведомственного в публичное. По сути это общегородская планерка.
Отчет об исполнении бюджета Ставрополя за 2007 год на заседание Думы был вынесен в начале апреля, после чего прошел тщательную проверку депутатов и независимых экспертов. Оценка главного финансового документа оказалась неоднозначной, но это, по словам и.п. главы города, только пойдет во благо и чиновникам, занимавшимся его реализацией, и всему населению Ставрополя.
Разговор на слушаниях действительно получился конструктивный, во многом напоминая рабочую встречу единомышленников - критика, которой не пытались избежать, сгладить острые углы, звучала наравне с похвалами и констатацией достижений. Итак, где бюджет, там и цифры.
Ставрополь по-прежнему остается городом-донором, ежегодно отчисляя более 14 млрд. рублей налогов. Вместе с тем по-прежнему сохраняется положение, незавидное для города-труженика: чем лучше стараемся, тем больше денег уходит на уровень края и федерального центра. Но этот вопрос не в компетенции местных органов власти, а потому присутствующие сосредоточились на аспектах бюджетного процесса, подвластного и подконтрольного городской администрации, депутатам, населению.
Об основных параметрах исполнения муниципальной казны доложил директор комитета финансов и бюджета администрации города Николай Захаров. Доходы в минувшем году составили 4,8 млрд. рублей, а расходы 4,1 млрд. - по обоим показателям план перевыполнен.
В сравнении с 2006 годом доходы выросли на 1,6 млрд. рублей, а расходы на 1,1 млрд. Из 33-х доходных источников план перевыполнили по 22-м, особенно хорошо поработав по налогам на доходы физических лиц, земельному и транспортному налогам.
Завидные результаты дал переход на упрощенную систему налогообложения и работа специальной городской комиссии по выводу зарплаты из тени. Пересмотрен в сторону уменьшения перечень предприятий и организаций, которым предоставлялись всевозможные льготы, например, по аренде земли и муниципального имущества.
В то же время, несмотря на положительную динамику, по 11-и доходным источникам план выполнить не удалось, и в этом году каждому из этих направлений намерены уделить особое внимание.
Но куда большее искусство, как оказалось, представляет собой не наполнение, а расходование казны. Не случайно ряд ведущих экспертов в области бюджета и финансов отметили: деньги в городе есть, надо лишь научиться их эффективно тратить, отстаивать и защищать вложение каждого рубля.
Бюджет прошлого года по доброй устоявшейся традиции сохранил свою социальную направленность - 67% от общего объема расходов. Заметно пополнился денежный поток, идущий на городское хозяйство: благоустройство дворов, ремонт дорог, тротуаров, мостов, озеленение, уборку улиц. Эта строка расходов заняла второе место после финансирования самой стратегической отрасли - образовательной (35%).
Между тем, самый низкий уровень исполнения бюджетных показателей отмечен именно в жилищно-коммунальном хозяйстве. Впрочем, неудивительно: отрасль запущена и требует колоссальных денежных вливаний. Так, лучшего финансирования и практического применения желает муниципальная целевая программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, а также обеспечения жилплощадью молодых семей. В целом рост расходов отмечен в 7-и отраслях из 10-и.
Отрадно, что у города наконец появилась возможность заниматься бюджетным планированием: корректировать Генеральный план развития, строить дома бюджетникам, детские сады, заниматься ремонтом поликлиник, больниц, закупать для них современное оборудование, приглашать на работу высококлассных специалистов. Есть уже и конкретные результаты.
Например, реконструированы пять школ, построена котельная в Юго-Западном районе, отремонтирован детский садик № 68, который уже в ближайшее время примет около двухсот детишек, во всех смыслах преобразилась детская городская больница им. Филиппского. Только на исполнение наказов избирателей в минувшем году было израсходовано более 23 млн. рублей.
Критика на слушаниях звучала не только из уст рядовых горожан, но и самих чиновников и депутатов. Основным просчетом, по единогласному мнению собравшихся, явилось то, что на конец года администрация не освоила более 900 млн. рублей, половина которых «зависла» на лицевых счетах получателей.
А это значит, что возможности бюджета были использованы не полностью, он попросту оказался несбалансирован. Кстати, на то, что распоряжение городскими финансами требует более рационального подхода, депутаты не раз указывали своим коллегам в администрации, однако меры принимались не всегда своевременно, да и не в полном объеме, что, в частности, обернулось проблемой с троллейбусным парком.
Ради справедливости надо заметить: большим остаткам на счетах есть и объективные причины. Так, львиная доля трансфертов по региональным и федеральным каналам пришлась на осень. Пока провели конкурсы, выбрали подрядчиков - там уж и конец года. Тут скорее претензии надо предъявлять не чиновникам города, а разработчикам процедуры размещения муниципальных заказов, которая далека от совершенства, затянута, имеет ряд просчетов.
К слову: в первом квартале этого года казна уже получила 117 млн. рублей дополнительных доходов. А чтобы эти деньги, как и в минувшем году, не осели мертвым грузом у бюджетополучателей, а «работали», укрепляя социалку и экономику, Ставрополь нуждается в глубоком реформировании системы финансового управления, внедрении современных методов бюджетирования, повышении ответственности распоряжения казной всех субъектов. В общем, хочешь строить реалистичные планы - срочно выправляй бюджетную политику.
Также среди недоработок отметили непрозрачность процедуры предоставления в аренду земельных участков и муниципального имущества, недостаточно активную работу с потенциальным инвестором и, в первую очередь, по социальным программам. Так, за весь прошлый год из федерального центра удалось «выбить» лишь 315 млн. рублей инвестиций.
Отдельного анализа требует ситуация с МУПами, которые не всегда обоснованно передаются в частные руки. А ведь среди них есть и стратегические, ни при каких условиях не подлежащие приватизации.
Не секрет, что работа ряда МУПов, таких как горэлектросеть, непосредственно связана с тарифообразованием - сферой исключительно государственного и муниципального ведения. Перед частниками стоят совершенно иные цели, главная из которых - извлечение прибыли, а потому, как отметили выступающие, даже в случае убыточности предприятия надо не стараться от него спешно избавиться, а доводить до уровня рентабельности.
Ответив на вопросы участников слушаний и заверив, что все поступившие предложения непременно будут учтены, итоги мероприятия подвел Евгений Луценко:
- У города есть незадействованные резервы для пополнения казны, и они требуют скорейшей «разработки». Но куда большее внимание, как показала практика, надо уделить вопросам расходования бюджета. В целом же задача такова: работать надо не на латание дыр, а на перспективу.

Афанасий КРЖИЖАНОВСКИЙ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях