Поиск на сайте

 

 

В Ставрополе прошёл вечер памяти великого армянского поэта и музыканта Саят-Новы

 

Мало кто знает, но ушедший 2012 год был объявлен ЮНЕСКО годом 300-летия со дня рождения армянского поэта и музыканта XVIII века Саят-Новы. На юбилейном вечере, прошедшем в преддверии Нового года в краевом Доме народного творчества, представители Ставропольской армянской национально-культурной автономии «Наири» рассказали о великом ашуге – царе песнопений, как прозвали его современники.
Будущий Саят-Нова, мальчик по имени Арутин, родился в 1712 году в семье музыканта Карапета Саядяна в армянском районе Тифлиса – Авлабаре. Подростком его отправили учиться ткацкому ремеслу, и здесь впервые проявились выдающиеся способности юноши. 
Он изобрел портативный ткацкий станок, который избавил ткачей от необходимости работать на улице. Научился читать, писать и играть на восточных инструментах – кяманче и сазе, сочинил первые мелодии на собственные стихи. 
В 19 лет Арутин отправился в семилетнее странствование по миру. Какими дорогами прошел странник, какие повидал страны, до сих пор неизвестно. 
В Тифлис он вернулся под именем Саят-Новы, что в переводе с хинди означает «царь песнопений» или «владыка музыки». Саят-Нова в совершенстве владел армянским, грузинским, персидским, тюркским языками, на них творил – писал и пел.
Поэт на Востоке был окружен почетом. Известный ашуг мог уйти, не начав петь, если полагал, что публика этого недостойна. 
Цари и правители усаживали его рядом с собой, принимая как дорогого гостя. Вместе с тем в народной памяти многие из ашугов остались как доблестные воины. 
Саят-Нова участвовал в освободительных походах грузинского царя Ираклия II и более десяти лет прожил при его дворе. Именно с «владыки музыки» началась традиция грузинского ашугства – до этого времени при дворе было принято петь на персидском языке. 
Жизнь поэта не была беззаботной – при дворе он стал жертвой интриг вельмож, не смирившихся с тем, что простолюдин попал в государевы любимцы. 
Поэт смело вставал на защиту своего человеческого достоинства. Ираклию II он адресовал строки: «Хитрить, платить бесчестью дань я не хочу! Я униженья не хочу, в ногах валяться не хочу...»
Поводом к изгнанию ашуга со двора стали слухи о том, будто его возлюбленной стала красавица Анна Батонашвили, сестра Ираклия II. Именно ей были посвящены все песни Саят-Новы о любви. Разгневанный царь запретил певцу выступать публично, более того – велел постричься в монахи. 
В 1759 году Саят-Нова принял сан архимандрита и стал членом Ахпатского монастыря. Когда великий ашуг узнал о приближении к Грузии войск персидского шаха Ага-Махмеда, он отправил своих детей на Северный Кавказ, в Моздок, а сам остался в Тифлисе. 
В 1795 году персидские воины настигли поэта, молящегося в церкви. Потребовали от него отречься от своей веры, но поэт отказался – и умер под ударами сабель. Через несколько дней его тело предали земле под Большим Крестом на территории церкви Сурб Геворга в Тифлисе. 
Почти 20 лет спустя классик армянской литературы Ованес Туманян и живописец Геворг Башинджагян установили за счет народных пожертвований могильный камень на месте гибели ашуга. 
Стало ежегодной традицией проводить «Праздник роз» у могилы Саят-Новы. В этот день к бессмертному певцу люди подходят с цветком розы. Торжество превращается в вечный праздник поэзии, музыки и танца. 
На вечере в СКДНТ зрители познакомились с литературным, музыкальным и поэтическим творчеством Саят-Новы. Стихи и песни поэта прозвучали на армянском и русском языках в живом исполнении под живой аккомпанемент. Грануш Хачатрян читала куплеты. Нахшун Асрян, Алексей Газарян, Зоя Арзуманян, Татул Мкртчян пели песни, сложенные столетия назад. (Кстати, в Армении до сих пор считается, что, если артист может правильно исполнить произведения Саят-Новы, значит, он состоялся как певец.)
Хореографический ансамбль «Наири» под руководством Гаянэ Маргарян исполнил танец «Саят-Нова». Роберт Агамалян сыграл одну из мелодий на дудуке. А преподаватель музыкальной школы №5 Ставрополя Виталий Скоробогатов исполнил знаменитую «Элегию», написанную Арно Бабаджаняном по мотивам мелодий Саят-Новы.
Русский поэт Валерий Брюсов, изучавший армянскую поэзию, написал: «Такими поэтами, как Саят-Нова, может и должен гордиться весь народ. Это великие дары Неба, посылаемые не всем и не часто. Это избранники проведения, кладущие благословение на свой век и на свою родину». 
И сегодня живы в сердцах потомков призывы великого ашуга к свету и добру: 
Божий глас внемли и твори добро, 
В житиях святых слово – серебро; 
Святых целей три возлюби перо, 
Возлюби письмо, книги возлюби.

 

Мария КУНЯКИНА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий