Поиск на сайте

 

В старину русские девушки, выйдя замуж, продолжали играть в куклы – тайком на чердаке

 

С ессентучанкой Ларисой Мишиевой (на снимке) мы познакомились на выставке народно-художественных промыслов в Ставрополе. У ее столика, уставленного куклами в высоких кокошниках и цветастых сарафанах, толпились покупательницы всех возрастов – маленькие девочки с мамами, смешливые студентки, добродушные старушки. А мастерица - сама веселая и нарядная, как ее тряпичные «славяночки», - наставляла покупательниц: 
- Вы куклу где попало не бросайте, а поставьте на полку, дайте имя и не забывайте о ней - разговаривайте, в горькую минуту поплачьтесь, поделитесь сокровенным. Раньше на Руси такие куколки стояли в каждом доме в «красном углу». Если в семье случалась ссора, хозяйка брала потешку, открывала окна и, словно маленьким веником, «выметала сор из избы». Так что это не просто игрушка, а семейная кукла-оберег.

 

Женщины с интересом прислушивались к советам и со словами: «А то и поплакаться бывает некому...» - выбирали из десятков игрушек «Забаву Путятишну» по душе. Но главным покупателям – дошколятам – куклы нужны вовсе не для «красного угла». У детей задачи посерьезней: исследовать мир вокруг, познать себя, научиться выражать чувства, общаться, развиваться, то есть - играть!
«Ничего лучше традиционной, натуральной игрушки для этой цели человечество не придумало, - убеждена Лариса Григорьевна. - Играя с этнокуклой, ребенок приобщается к культурному опыту своего народа, узнает о его обычаях, традициях, костюмах, облике. К тому же в белолицых «русских красавицах» много теплоты, любви, ласки, веселости. И девочки очень любят обнимать их, укачивать, шептать свои тайны...»
Уж кто-кто, а Лариса Григорьевна в девчоночьих привязанностях разбирается – она всю жизнь работает с детьми: в школе-интернате для детей-сирот прошла все ступени - от пионервожатой до директора. А как вышла на пенсию, начала шить народные куклы – яркие, праздничные, брызжущие красками. В ход пошли кусочки тканей, ленточки, бисер, а также... чесночок, зерна, травы.
И это неудивительно, ведь в старину на Руси для изготовления кукол часто использовали растения. К примеру, «стригушу» женщины скручивали прямо в поле из стриженой травы, чтобы малыши, которых брали с собой на жатву, не скучали, пока мамы работают. А если ребенок болел, в куклу вплетали лечебные травы.
 У ессентукской мастерицы куколки тоже и воздух очищают, и деток успокаивают не только пригожим видом, но и целебной «начинкой». Например, у «травницы»-успокоительницы под расшитой рубахой прячется белое «тело», наполненное горным разнотравьем, чабрецом и щепоткой валерианы.
А основой для дородной «зерновушки» служит мешочек с зернами. У малышей, играющих с куклой, зернышки развивают мелкую моторику, а в давние времена они символизировали плодородие: «зерновушку» шили женщины, чтобы у них были дети.
Залогом семейного счастья, символом продолжения рода считалась и «московская семейная» кукла, у которой за поясом закреплялся десяток «младенцев». Достаток и благополучие, по поверью, приносила в дом «вепсская хозяюшка»: эта кукла стоит на копейке и крепко сжимает ладошки - все хозяйство держит в маленьких ручках!
А «долгоручку»-помощницу раньше дарили на свадьбу или клали в приданое невесте, чтобы у нее в хозяйстве все ладилось. Замуж девушек выдавали с 14 лет, и в новом доме им еще позволяли играть в куклы. Свекор строго наказывал домашним не смеяться над молодухой, а та прятала потешек на чердаке и тайком с ними играла.
У традиционной мягкой «славяночки» нет лица: ни глаз, ни губ, ни носика - просто белая тряпица.  Лариса Григорьевна объясняет: лица куклам не прорисовывали, чтобы в доме лишних глаз не было. К тому же в безликую потешку не могли вселиться недобрые силы, а значит, игрушка была безопасна для малыша.
Неопределенность, недосказанность и незамысловатость народной куклы открывает безграничные просторы для творческой игры, допускает бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций. Многие современные собратья «народницы» этим качеством не «грешат»: сложные и завершенные роботы, кукольные копии младенцев и взрослых женщин с магазинных полок нередко лишают ребенка творческого подхода.
Игрушка должна будить мысль и фантазию малыша, и здесь пластмассового человека-паука со всеми его техническими «наворотами» в пух и прах разобьет обычный пучок стриженой травы, перетянутый ниточкой. 
 
 

Фатима МАГУЛАЕВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий