Поиск на сайте

Оно должно стать одной из заповедей этических кодексов вузов, считает профессор СКФУ

 

В публикации «Не пить, не курить, преподам не дерзить» («Открытая», №9 от 12 марта с.г.) на страницах нового молодого приложения «Зачётка» мы рассказали об этических кодексах ведущих ставропольских вузов.

Поводом поднять столь тонкую тему послужило принятие в Северо-Кавказском федеральном университете большинством голосов Этического кодекса студента. Как прокомментировали событие в самом университете, вуз обзавелся своеобразной моральной конституцией, соблюдать которую станет делом чести каждого студента.

Мы познакомились с кодексом, а заодно сравнили с аналогичными документами других крупнейших ставропольских вузов. Но, как оказалось, говорить приходится не столько о разных подходах, сколько о том общем, что их объединяет. И первое - это стремление в этических принципах оттолкнуться от закона. Более того, от норм запрещающих (очень, к слову, в духе Госдумы РФ последнего созыва, которая активно регулирует жизнь общества с помощью запретов и ограничений).

Вот несколько примеров: в университетах запрещено распространять, приобретать, хранить, изготавливать наркотики. Запрещено торговать оружием, пить, курить, участвовать в несанкционированных митингах, использовать поддельные документы. В общественных местах недостойны поведения студента драки, хулиганство, нарушение правил дорожного движения...

Есть немало положений, удивляющих этакой наивной  непосредственностью. Скажем, в кодексе СКФУ есть положение, запрещающее употреблять нецензурные слова и выражения, - это оскорбительно для окружающих. Запрещено рисовать на партах, небрежно обращаться с учебным оборудованием.

Немало в кодексах правил, напоминающих инструкции по поведению. Опять-таки в кодексе СКФУ сказано, например, что если у входных дверей образовалась очередь,  студентам следует пропустить преподавателей, мужчинам - женщин. Тут же: «Воспитанные люди при встрече всегда здороваются». Или: «Обращайтесь к старшему и незнакомому человеку на «вы». По сути, правильно.

Но странно, согласитесь, с такими прописными истинами обращаться к студентам федерального вуза. Может, поэтому на появление кодекса студенты никак не отреагировали, прописные истины в них им скучны, неинтересны. Не получилось никакого обсуждения.

И в редакцию был только один звонок - от профессора СКФУ, который прочитал статью о кодексе и поделился своими мыслями по теме, вынесенной в заголовок. Но попросил, по возможности, не называть его имени по той причине, что затронутая им тема очень тонкая, интимная. А быть неправильно понятым, оказаться в центре критики преподаватель не готов.

Речь он повел о целомудрии молодых людей, для которых это понятие словно из каменного века, грань интимного в отношении полов у современного поколения напрочь стерта. Наоборот, в «тренде», то есть в моде, свободные сексуальные связи - одноразовые любовные встречи, студенты сожительствуют, легко сходятся и расходятся, не оформляя своих отношений официально. И особые претензии у профессора СКФУ именно к девушкам – будущим мамам, сексуальная распущенность которых молодежью воспринимается как проявление эмансипации.

Между тем понятие «эмансипация» в студенческой среде - примитивно, вульгарно и ошибочно и отражает уровень общеобразовательного развития молодых людей. Мало кто из ребят понимает, что половая распущенность - проблема не только нравственная, но в большей степени -  «биологическая», тесно связанная с сохранением человеческой популяции. Беспорядочные интимные связи заканчиваются искусственным прерыванием беременности, после чего женщина зачастую уже не может иметь детей. Не случайно в основе морали, независимо от страны, религии, культуры, лежат поведенческие правила, особенно жесткие по отношению к женщинам, девушкам.

О том, что затронутая проблема слишком обширна, чтобы решить ее двумя-тремя абзацами в морально-этических кодексах, наш собеседник хорошо понимает. В то же время он убежден, что именно положение о «сексуальном добронравии» должно быть прописано во всех вузовских кодексах чести. Это как раз и будет примером той воспитательной и назидательной роли, которую обязана взять на себя высшая школа.

Другой вопрос, что говорить об этом надо и на специальных лекциях о сбережении народа и шире - о сохранении здоровья генофонда нации.

Молодые должны осознавать, что жуткие демографические прогнозы не страшилки, а, возможно, реальность ближайших десятилетий.

Так что содержание студенческого кодекса чести   должно быть несравненно более глубоким в своих основных - нравственно-патриотических - смыслах. А вот их-то и не дают назидания типа некрасиво толкаться со взрослыми в дверях, что с ними надо здороваться, а в помещении снимать шляпу.

Короче, абсолютная очевидность в том, что создатели кодекса чести должны инициировать его широкое обсуждение, вызвать студентов на откровенный разговор по многим важным проблемам, с которыми они столкнутся во взрослой жизни и которые им придется решать самим с использованием полученных возможностей.

 

Афанасий
КРЖИЖАНОВСКИЙ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях