Поиск на сайте

следует ожидать ставропольцам сразу после окончания февральского «сезона скидок». На некоторые товары цены подскочат в полтора раза

 

На днях, прогуливаясь по Ставрополю, с удивлением увидел в витрине одного салона сотовой связи яркое объявление: «Товара по старым ценам осталось на две недели». 
Заинтересовался, зашел, продавец доходчиво объяснил мне, что на многие модели телефонов сейчас действуют скидки - а вот с 1 марта скидок уже не будет. Ну а все новые модели, которые придут весной, будут заоблачно дорогими. В общем, спешите покупать… 
Ситуация нынче типичная. Зайдите в любой магазин, и вас с порога начнут увещевать: покупайте быстрее всё, что осталось, - товар мартовского завоза будет на 20, 30, 50 процентов дороже. 
Грешат продавцы на финансовый кризис, из-за которого произошло резкое обесценивание рубля (говоря умным языком, девальвация). 
Действительно, с ноября, когда российский Центробанк объявил о начале «плавной девальвации рубля», доллар и евро подорожали по отношению к нему примерно на 30%. То есть все импортные товары (закупаемые за рубежом - естественно, за валюту, а не за рубли) также резко подорожали. 
Но именно начало марта станет для покупателей «часом X». Зимой на магазинных складах еще оставались значительные запасы товаров, закупленных за «дешевую» валюту. 
Кроме того, на фоне резкого снижения покупательского спроса торговые сети еще хоть как-то пытались самостоятельно сдерживать цены - но бесконечно работать себе в убыток они не могут. Да и запасы почти полностью распроданы и подъедены. 
В первую очередь подорожание коснется импортной одежды - причем любой, как «Made in Italy», так и турецкого ширпотреба. 
Вообще, девальвация ударила по продавцам почти всех товаров, от бытовой техники до парфюмерии и игрушек, ведь, по самым скромным оценкам, до половины всего российского рынка - импорт. 
Импортные комплектующие есть даже в российской технике, «забугорная» фурнитура используется при пошиве «родного» белорусского трикотажа, а уж западные упаковочные материалы используют практически все отечественные производители чего угодно.
Нелегко придется владельцам аптек - здесь до 75% медикаментов импортные, и прогнозируемое весной повышение цен составит 20-25%. Но ясно, что очереди не сократятся, - уж на аспирин и ношпу страждущий найдет деньги всегда. 
А вот продовольственным магазинам нужно готовиться к резкому оттоку покупателей - это лишь на первый взгляд полки супермаркетов ломятся от отечественных продуктов, на самом деле импорта тут тоже полно. 
Морепродукты, икра, рыбные и мясные деликатесы, паштеты, сыры, конфеты, экзотические фрукты, рис, вина и даже обычное мясо - почти всё это завозится из-за рубежа. Плюс еще кофе, чай и шоколад, которые хоть и фасуются внутри России, но из импортного сырья. 
В целом по этим категориям продуктов, по прогнозам экспертов, рост цен может составить до 40-45%.  
Из-за девальвации рубля уже вынуждены были поднять цены автодилеры - плюс еще по ним ударило повышение ввозных пошлин на иномарки. 
В итоге некоторые модели подорожали в полтора раза, и это еще не предел. Сотовым операторам также пришлось повышать плату за международный роуминг, ведь за эту услугу с иностранными партнерами они рассчитываются в твердой валюте. 
В общем, в нынешнем году инфляция составит никак не меньше 15-16% (и это только «официальная» ее часть - в реальности будет все 30%). Для сравнения: по итогам прошлого года Росстат объявил о 13%-ом росте цен. 
Впрочем, во всей этой на первый взгляд простой ситуации есть и немало «подводных камней». 
- Сегодня далеко не всегда стоит принимать за чистую монету увещевания торговцев по поводу неминуемого повышения цен, - пояснил «Открытой» руководитель краевого Управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Рохмистров. - Не всякий экономист возьмется прогнозировать, как скоро и как резко подорожает тот или иной товар, что уж говорить о продавцах на рынке. Зато нагнетание паники среди покупателей - для коммерсанта прекрасный способ побыстрее избавиться от залежалого товара. 
Например, в разгар кризиса одна обувная торговая сеть объявила о закрытии магазинов в Ставрополе и о полной ликвидации запасов по бросовым ценам. Естественно, туда выстроились очереди - а когда полки были уже пустыми, выяснилось, что магазин вовсе и не собирались закрывать. И вот такое введение потребителя в заблуждение - дело противозаконное, которое грозит бизнесменам серьезным наказанием. 
Да и вообще, по мнению начальника отдела контроля над потребительским рынком краевого Комитета по торговле и лицензированию Аллы Будоль, многие торговые компании Ставрополья пройдут кризис с минимальными потерями. Ведь не секрет, что торговая наценка в наших магазинах - огромная. И чтобы не растерять клиентов, вместо повышения цен владельцам таких магазинов просто придется сократить наценку (то есть свою прибыль). 
Кроме того, возможно, некоторые западные поставщики также согласятся на уменьшение валютных цен для своих российских дистрибьюторов, чтобы не потерять наш огромный рынок. Ведь кризис рано или поздно кончится, а лояльность клиентов - штука изменчивая. 
Есть в этой проблемной ситуации даже некоторый позитив. Непомерное удорожание импорта должно дать толчок для развития отечественных производителей, причем в первую очередь региональных. В отличие от раскрученных федеральных брендов они не несут огромные расходы на рекламу, маркетинговую поддержку и упаковку - поэтому и товар у них первоклассный, но по низким ценам. 
- Несмотря на пессимистичные прогнозы, ситуация с розничной торговлей в Ставрополе неплохая, - говорит начальник Управления потребительских рынков администрации краевого центра Галина Охмат. - У нас по итогам прошлого года открылось более 50 больших современных магазинов - это около 50 тысяч квадратных метров новых  торговых площадей. По этому показателю мы одни из лидеров в ЮФО. 
Минувшей весной в городе закрылись супермаркеты «Патэрсон», «Гроссмарт», «Звездный» и «Гармония» - все с «пропиской» в Ростове или Москве. 
Зато их место заняли местные компании: в городе открылись универсамы «Флагман» и «Триумф», скоро появится новая торговая сеть «Семья» - все они со ставропольскими владельцами. Закрылся московский супермаркет детских товаров «BananaMama» - зато появилось несколько местных магазинов такого же формата.

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель 
«Открытой» газеты

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях