Поиск на сайте

 
Публичная лекция
Читает кандидат химических наук Александр ЛЕОНТЬЕВ
 
 
В США родители надеются, что их дети вырастут добрыми и порядочными людьми. Сами молодые американцы стремятся скорее к личному счастью и успешной карьере.
 

 

А что кажется важным подрастающему поколению в России?

 
Законотворчество правительства РФ в области образования и культуры оставляет мало сомнений касательно мировоззренческих взглядов, что мечтает привить гражданам страны российская власть. Патриот, государственник и традиционалист, верящий в особый, «мы не Европа и не Азия» путь России, – примерно таким нынешний отечественный политический бомонд (от франц. beau monde – «высший свет») видит идеального избирателя.
В то время как интерес любого государства к умонастроениям своего населения понятен и закономерен, жизненные приоритеты самих граждан могут существенно отличаться от продвигаемых «властных» установок.
Оставив «кесарю кесарево», «Открытая» предлагает читателям порассуждать, каковы их личные моральные ценности и что из этого набора они хотели бы «передать» своим детям.
В качестве своего рода ориентира, дабы задать тон дискуссии, предлагаем вам выдержки из показавшегося нам небезынтересным доклада американских ученых «Дети, которых мы надеемся вырастить» (The Children We Mean to Raise), подготовленного в стенах педагогического факультета Гарвардского университета (США).
 
Град на холме
 
Вышеупомянутое исследование было проведено в рамках проекта «Распространи доброту» (Making caring common), цель которого - «разработать в помощь учителям и родителям эффективные педагогические методики, использование которых позволит вырастить неравнодушное, ответственное по отношению к себе и обществу поколение».
«Возможно ли научить подростков состраданию?», «Совестливые родители – совестливые дети», «Уроки для влюбленных: как школа может подготовить тинейджеров к романтическим отношениям» - вот названия лишь некоторых из работ, опубликованных психологами и педагогами, участвующими в проекте.
В свою очередь, в докладе «Дети, которых мы надеемся вырастить» результат опроса более 10 000 учащихся средних и старших классов и свыше 300 учителей, директоров и завучей из 33 школ в разных регионах страны. Проведенное осенью-зимой 2013-2014 годов исследование охватило фактически все виды средних учебных заведений – частные/государственные, сельские/городские, традиционные/альтернативные.
Его авторов, психологов Ричарда Вейссбура и Стефани Джонс, интересовал, по большому счету, один вопрос. Что ставят на первое место в жизни американские 12-18-летние подростки – успехи в учебе/спорте/музыке и личное счастье (понимаемое как отсутствие серьезных забот/проблем) или сострадание, внимание к нуждам окружающих? Другими словами, ученые пытались выяснить, в какой степени молодежь Соединенных Штатов готова «жертвовать» собственными интересами ради блага общества.
 
Делай как я
 
Полученные результаты вряд ли можно назвать такими уж неожиданными. В общей сложности четверо из пяти школьников поставили личный успех и стремление к счастью (48 и 30% соответственно) на первое место в списке своих жизненных ценностей, в то время как пятая часть (22%) сказала, что приоритетом для них является забота о близких, природе, бездомных собаках и пр.
Меж тем главную проблему исследователи увидели отнюдь не в этих цифрах. В конце концов, ничто не мешает успешному профессионалу быть счастливым и при этом искренне заботящемся о благе других человеком.
Беспокойство ученых вызвала другая находка. Так, большинство опрошенных родителей (96%) и учителей (68%) заявили, что по-настоящему важными для них являются не столько достижения ребенка в учебе, на спортплощадке или в драмкружке, сколько морально-этические качества, насколько он или она вырастет «хорошим человеком».
Сами дети видят, однако, ситуацию по-другому. Свыше 80% из них уверены, что и родители, и учителя, в первую очередь, ждут от них академических, спортивных и прочих успехов. Иначе говоря, подрастающее поколение «не ведется» на абстрактные разговоры «предков» о необходимости помогать другим и планирует свою жизнь исходя из тех сигналов, что шлют им взрослые своим поведением и поступками.
Именно этот разрыв между «словом и делом» ученые находят прискорбным, необходимым ликвидировать, если американское общество стремится к поддержанию здорового баланса между альтруистическими и эгоистическими устремлениями своих членов.
 
Здоровые начала
 
В то же время ученые отнюдь не склонны драматизировать ситуацию, отмечая, что идеалы служения обществу отнюдь не чужды нынешним 12-18-летним американцам. Когда авторы доклада предложили школьникам выбрать качество №1 из шести предложенных (справедливость, доброта, трудолюбие, настойчивость, привлекательность и популярность), большинство из них (43%) проголосовали за трудолюбие.
В то же время такие общественно значимые ценности, как доброта и справедливость, оказались на втором и третьем месте.
В качестве самой главной для себя черты характера их выбрали 20 и 10% американских подростков соответственно. Популярность следовала четвертой, а способность не сдаваться и не опускать рук в глазах тинейджеров была столь же привлекательным качеством, как и внешняя красота.
Нацеленность сегодняшних подростков на личное счастье и академическую успеваемость - относительно новое историческое явление, считают американские ученые. Так, если в 2009 году 87% населения США имело полное школьное образование (12 классов), то еще полвека назад (1967) таких было всего 50%, а в 1940-м – 25%.
Кроме того, полагают специалисты, до самого недавнего времени ни родители, ни их дети не задумывались особо, рождены они или нет, чтобы быть счастливыми, а потому поиск его не был в числе жизненных приоритетов.
В каком-то смысле являются «новичками» и естественные сегодня в обществе моральные установки на сострадание, гуманизм, благотворительность. Как указывают исследователи, в подобных терминах едва ли не до середины ХХ столетия воспитывались исключительно девочки, в то время как брутальность, агрессивность виделись обязательными атрибутами становления мальчиков.
Лишь с 1960-1970-х годов западное общество начинает постепенно отходить от жесткого гендерного деления ролей.
Как результат, большинство современных родителей не видят ничего зазорного в «прививке» своим дочерям здорового духа соревновательности, а заботливость и мягкосердечие сыновей не рассматриваются более как порочный признак женственности.
 
Советы родителям
 
В заключительной части своего доклада Ричард Вейссбур и Стефани Джонс дают рекомендации тем учителям и родителям, что хотели бы на деле, а не на словах убедить детей в важности доброты, отзывчивости, заботы о других. В первую очередь, считают американские психологи, взрослые из дня в день должны давать детям и подросткам возможность практиковаться в помощи другим.
Занятия с отстающим одноклассником, выгуливание соседской собаки или уборка в доме – сгодится абсолютно все, что поможет ребенку «выучиться» отзывчивости, сделать ее своей «второй натурой». Подобно умению играть на музыкальном инструменте, и доброта, и сострадание, и желание помочь - это те качества, что могут и должны быть развиты в детях через постоянные «тренировки».
Очень важно, полагают ученые, чтобы у школьников перед глазами был достойный пример для подражания. Ни родители, ни учителя не могут знать ответы на все вопросы и не должны быть «моральными» суперменами. Необходимо и достаточно просто того, чтобы мы сами вели и действовали в повседневной жизни так, как ожидаем того от наших «воспитанников».
Третий совет, что дают Вейссбур и Джонс, касается психологической помощи и поддержки, что должны оказывать взрослые детям. Взвалив на себя с нашей помощью ношу моральных обязательств, ребенок рано или поздно столкнется с чувством гнева, стыда, ощущением беспомощности или вины. Помочь ему справиться с подобными разрушительными, отрицательными эмоциями есть прямая и непосредственная обязанность находящихся рядом взрослых.
Ну а последняя рекомендация от авторов доклада «Дети, которых мы надеемся вырастить» носит скорее локальный, местечковый характер. По мнению исследователей, многие американцы, принимая деятельное участие в жизни своей улицы, церковной общины или города, зачастую уделяют мало внимания тому, что происходит в других странах. Подобный «изоляционизм» гражданских активистов нередко воспроизводится и в общающихся с ними детях.
Меж тем, считают Вейссбур и Джонс, видение и осознание общей картины мира столь же важно для нравственного развития ребенка, сколь и его непосредственные поступки и поведение.
 
Александр ЛЕОНТЬЕВ
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях