Поиск на сайте

Аудиторы краевой Счетной палаты пришли в шок от масштабов коррупции в дорожной отрасли края, где разворовывается каждый десятый бюджетный рубль

 

Проверка дорожного хозяйства стала первой для этого нового ревизионного ведомства. Собственно, Счетная палата возникла еще 13 лет назад – как подразделение краевой Думы. И вот с 1 марта нынешнего года она была выделена из состава парламента и стала самостоятельным контролирующим органом.

«Дорожная» ревизия длилась полтора месяца – с апреля по май. Аудиторы «шерстили» краевое министерство промышленности, транспорта и связи, управление дорожного хозяйства и десятки их подрядчиков. Итоги проверки озвучил на пресс-конференции председатель Счетной палаты Андрей Колесников. По его словам, масштабы выявленных нарушений повергли опытных ревизоров в шок.

 

Все знают, что состояние краевых дорог скверное и год от года ухудшается. Каждая четвертая автоавария на Ставрополье происходит именно из-за ужасных дорог. Больше сотни мостов в крае пребывают в отвратительном (читай: предаварийном) состоянии. Почти половина ремонтной техники районных ДРСУ дышит на ладан – новая же практически не покупается. Только за прошлый год дорожная сеть в крае сократилась на 110 км! И это при том, что губернатор регулярно перерезает ленточки на открытии новых автострад. Получается, новые строим, а старые тем временем рушатся.

При этом на недостаток денег дорожникам вроде бы и грех жаловаться. Только в прошлом году финансирование краевого автодора составило почти 2 млрд. рублей, в том числе 0,5 млрд. – из федеральной казны. Только вот денежки эти расходуются крайне неэффективно. Причина – в чиновной безалаберности. Так, уже пять лет краевые власти не могут принять программу развития, эксплуатации и совершенствования дорог. В крае не разработаны технические регламенты и система оценки качества дорожных работ. Принятый аж в 1995 году краевой закон «Об автомобильных дорогах» ныне безнадежно устарел и требует срочной переработки.

В итоге «дорожные» деньги висят мертвым грузом на бюджетных счетах. Так, за первый квартал нынешнего года краевой автодор по плану должен был получить 250 млн. рублей. На деле – вдвое меньше. А все потому, что правительство края вовремя не провело конкурсные торги на ремонт дорог. Вовремя не перечислили в край федеральные субсидии – потому как краевые власти на три месяца затянули подписание финансовых документов по этому вопросу.

Но, конечно, еще большая беда дорожников – коррупция. Аудиторы выявили с начала 2006 года финансовых нарушений почти на 350 млн. рублей. Эти деньги элементарно растащили ушлые чиновники и опекаемые ими ловкачи-коммерсанты. Знакомишься с результатами проверки и аж диву даешься, какие хитромудрые схемы господа коррупционеры выдумывают, чтобы ловчее «доить» госказну.

Вот, например, с 2003 по 2006 год шла реконструкция подъезда к поселку Кирова. Подрядчик, Труновское ДРСУ, нанял субподрядчика – а тот «напряг» для работы еще массу фирмочек, часть которых к дорожной отрасли вообще не имела никакого отношения. Например, по документам, перевозить стройматериалы должно было некое ООО «Горный источник» (родом из Карачаево-Черкесии), которое на самом деле занимается… продажей минеральной воды. Короче, во всей этой громоздкой цепочке сгинуло более миллиона бюджетных рублей.

Другой пример. В прошлом году закончилось строительство первой очереди Западного обхода Георгиевска. Среди прочих работ нужно было возвести шумозащитный экран – чтобы гул несущихся автомашин не мешал жителям окрестных сел. И что вы думаете? Экран построили буквально в чистом поле – вдалеке от дороги и от всякого жилья, да еще и высота его не превышает 1 метра (по крышу стандартной легковушки). Короче, закопали деньги (а именно, по оценкам аудиторов, 37 млн. рублей) в «поле чудес».

В начале этого года михайловское ДЭСУ-2, ведущее большинство работ по ремонту краевых дорог, заключило договор об оказании охранных услуг (в частности, сопровождении грузов) с неким ООО «Профессионал». Заплатили фирмочке за это 1,5 млн. рублей (естественно, бюджетных) – в форме предоплаты. А во время проверки выяснилось, что бравые охранники не выезжали ни на один объект. То есть полтора миллиона дорожники заплатили им ни за что. К слову, с «Профессионалом» заключены аналогичные договоры и у многих других краевых госпредприятий. Видать, серьезная контора.

А сколько выявили ревизоры приписок – тьмищу! Например, в прошлом году на трассах края построили два десятка автопавильонов. Каждый оборудован посадочной площадкой, которая, по документам, выложена тротуарной плиткой. Всего якобы 400 кв.м уложили – и все ради удобства людей. Аудиторы выехали на место, поглядели – никакой плитки и в помине нет. Куда она исчезла? Впрочем, знамо, куда.

Но, пожалуй, самая прожорливая черная дыра для краевого бюджета – закупки битума (асфальта) для дорожных работ. В прошлом году такие поставки осуществляли московские фирмочки «Трансбитум» и «Симтрон». При этом москвичи заломили цены на свою продукцию намного выше рыночных – в итоге, по расчетам аудиторов Счетной палаты, из-за переплаты бюджет края потерял более 25 млн. рублей.

Ряд ремонтных предприятий края заключил договоры на поставки асфальта с неким ООО «Ставропольский инвестиционный центр». На поверку оказалось, что зарегистрировано оно тоже в Москве, в снесенном к тому времени здании гостиницы «Россия». Естественно, никакого битума дорожники так и не получили.

Ревизоры с удивлением узнали, что продажей асфальта в нашем крае занимается даже ГУП «Ставропольагроуниверсал», профиль которого, судя даже по названию, – сельское хозяйство. В начале нынешнего года михайловское ДЭСУ-2 заключило с ГУПом контракт на поставку битума на 25 млн. рублей. Оказалось, что эти деньги «аграрии» пустили на закупку удобрений и выдачу займов сельхозпредприятиям края. Так что, судя по всему, обещанного асфальта дорожники так и не увидят. Ну а мы, рядовые жители края, наверное, так никогда и не увидим «человеческих» дорог.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях