Поиск на сайте

 

10 декабря - День прав человека

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, предложив всем государствам, заинтересованным организациям и лицам отмечать 10 декабря в качестве Дня прав человека.
Имея лишь рекомендательный характер, Декларация сыграла ключевую роль в дальнейшем развитии механизмов защиты прав и свобод человека и стала основой, на которой сейчас построены как международные, так и региональные системы обеспечения и защиты прав человека.
На основе Всеобщей декларации сформировались европейские стандарты прав человека, которые юридически закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Россия признала и закрепила их в своей Конституции, принятой 12 декабря 1993 года.

Основой и стержнем развития современного российского государства была и остается конституционная стратегия обеспечения прав и свобод человека и гражданина. На это направлена проводимая властями всех уровней политика на развитие экономики, улучшение материального благосостояния, укрепление демократических институтов, а также законности и правопорядка.

Немало сделано и делается по завершению правовой реформы.

Однако, несмотря на все это, задача реального обеспечения конституционных прав и свобод остается актуальной.

В современном обществе остро чувствуется дефицит справедливости и правосудия, морали и нравственности. Люди не уверены в том, что, живя честно, по гражданскому долгу и совести, вступая в борьбу с общественными пороками, их безопасность надежно гарантирована, что в нужный момент они найдут защиту от «наезда» влиятельного бюрократа или коррупционера, хулигана или преступника.

Гарантами этого должны стать Справедливый и Честный суд и такая же правоохранительная система.

Однако даже эти меры могут оказаться неэффективными, если одновременно с правовой реформой не будет идти борьба с ложью, необязательностью, безответственностью, с двойными стандартами жизни и поведения.

Быть уличенным во лжи для должностного лица или общественного деятеля должно означать невозможность исполнять публичную деятельность.

Именно через это должно идти наше очищение, социальное и духовное возрождение.

Анализ обращений граждан, поступивших к уполномоченному, свидетельствует о том, что наиболее часто их нарушают региональные структуры федеральных органов власти и управления и их должностные лица.

И если нарушение прав человека органами местного самоуправления и их должностными лицами можно, с известной долей допустимости, объяснить правовым нигилизмом или чиновничьим произволом, то такое объяснение неприемлемо для региональных структур федеральных органов.

Причину нарушения ими прав человека я вижу в их ведомственности и корпоративности, нередко переходящих в круговую поруку, в обвинительном уклоне, присущем их деятельности, в работе на цифровые показатели, что всё вместе несовместимо с законностью, справедливостью, с правосудием в целом.

В числе важнейших государственных приоритетов, в том числе и в борьбе с этими пороками, в своих статьях «Нам нужна новая демократия» и «Демократия и качество государства» президент Владимир Путин назвал:

- укрепление законности и правопорядка;

- дальнейшее совершенствование и развитие институтов демократии и гражданского общества;

- обеспечение и защиту прав и свобод человека от чиновничьего произвола.

Гарантами этих ценностей, по мысли президента, должны стать Справедливый и Честный суд и такая же правоохранительная система:

«…Мы должны изменить государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судебных органов… Мы должны построить социально ответственное, справедливое государство».

Права и свободы человека, как показывает жизнь, не реализуются сами по себе, и не только у нас, но и в других, даже самых демократических странах.

Нередко за права и свободы надо бороться, но бороться цивилизованно, путем обращения в компетентные органы, а при несогласии с их решениями – обращаться в суд.

Практика правозащитной деятельности свидетельствует о том, что для успешной защиты своих прав и свобод надо владеть не только правовой, но и правозащитной культурой, что предполагает не только знание своих прав и обязанностей, но еще и волю для того, чтобы хотеть и уметь себя защищать, сознавая при этом, что процесс этот сложный, порой рутинный и, к сожалению, не всегда предсказуемый. Но другого не дано.

Принятый 2 мая 2006 года Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» завершил создание правовой основы для эффективной защиты населением своих прав и свобод.

Руководителям всех уровней власти и должностным лицам, рассматривающим обращения граждан, надо всегда иметь в виду, что правильно поставленная работа по рассмотрению обращений граждан в их организациях и учреждениях позволяет вовремя, не давая им перерасти в антагонизм, снимать противоречия между гражданином и государственным органом.

Не менее важно и то, что через обращения миллионы простых людей реализуют свое конституционное право на участие в управлении государством.

Внимательное и благожелательное рассмотрение обращений граждан – это важнейший элемент управленческой деятельности.

Наряду с государственной системой защиты прав человека в последние годы в России возникла широкая сеть правозащитных органов федерального, регионального и местного уровня, а также некоммерческих объединений и других структур гражданского общества.

Их правозащитная деятельность - тот общественный бумеранг, который не дает чиновникам и их руководителям расслабляться, забывать о защите прав человека. Она лучшее средство от самоуспокоенности, зазнайства, переоценки сделанного. Она двигатель совершенствования государственной деятельности, правовой реформы и постоянной заботы о людях, их правах и свободах.

Значительную работу по защите прав и свобод человека проводит Уполномоченный по правам человека в крае.

В течение года к нему обращается в среднем до четырех тысяч человек. В почти половине случаев ему приходится констатировать нарушение прав человека, добиваться их устранения.

Новыми факторами в общественной жизни края с 2014 года стало участие в ней Общественной палаты края и регионального отделения Общероссийского народного фронта.

Народовластие и народный контроль, наряду с активным внедрением в деятельность органов государственной власти системы «Открытое правительство», вовлекает в управление государственными и общественными делами всё большее число не обремененных властью людей, делая их сопричастными к принимаемым планам развития края, контролю за их выполнением и за соответствием законам и нормам общественной морали жизни и поведения чиновников и должностных лиц всех уровней власти.

Алексей СЕЛЮКОВ,
Уполномоченный
по правам человека
в Ставропольском крае,
Заслуженный юрист РФ
(на фото)
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий