Поиск на сайте

 

 

 
Старшеклассники Ессентуков выяснили, какой смысл вкладывают их сверстники в понятие
 

человек культурный

 
2014 год в нашей стране прошел под знаком культуры. Как объяснялось в президентском указе, Год культуры в России проводился «в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».
Ребята из научного общества «Взгляд в будущее» средней школы №10 Ессентуков решили узнать, что их сверстники понимают под термином «культура», и провели в старших классах социологическое исследование на эту тему.
 

В опросе приняли участие 98 школьников 15-17 лет. Из них абсолютное большинство (86 подростков) назвали себя культурными людьми. Четверо «бунтарей» записались в противоположный лагерь, остальные затруднились с ответом.

Какие же ценности, умения, знания, традиции имеют в виду подростки, говоря о столь широком понятии, как культура? Удивительное дело, но каждый пятый школьник не смог этого объяснить! Треть опрошенных (33 человека) сказали, что культура – это манеры, поведение человека в обществе, соблюдение этикета, уважение к окружающим, воспитание.

16 подростков связывают понятие культуры с духовными и моральными  ценностями, возможностью понимать прекрасное. Для одних это песни, танцы, фольклор. Для других – развитие человека, страны. Для третьих – всемирное наследие. А для кого-то - просто телеканал «Культура».

Мне лично понравилось определение одного молодого человека: «Культура – это все то, что дает возможность человеку стать образованным».

Теперь об идеалах. «Какие качества привлекают вас в людях?» - такой вопрос мы предложили обсудить респондентам. Выбрать из списка можно было любое количество понравившихся ответов.

В итоге больше всего плюсов получила  доброта - ее отметили 83 человека. 82 подростка признались, что их привлекает честность, для 70 важен ум.

Не остались в стороне и такие качества, как умение сопереживать (42),  скромность (41),  красота (37), эмоциональность (32), стремление к успешности (29).

Но, к сожалению, даже отрицательные черты в человеке кому-то кажутся привлекательными: восемь ребят выбрали хитрость и гордыню, шестеро - равнодушие.

Но вот мы выясняем для себя культурный облик современного молодого ессентучанина. Как, например, он проводит досуг? Мы предложили старшеклассникам выбрать три пункта для собственной воскресной культурной программы.

В результате самыми популярными ответами оказались: встреча с друзьями (69 ребят), отдых на природе (48 «галочек»), чтение книг (43).

Похоже, мест для культурного досуга молодежи в городе маловато, раз не мелькают в ответах библиотеки, театры, музеи, дома культуры, ну или хотя бы кинотеатры.

Хорошо, а как себя ведут тинейджеры в городе? «Бросаете ли вы мусор на улице?» - спросили мы. «Нет!» - ответило большинство респондентов (57 человек). «Бывает», - признались 29 подростков.  Кто-то бросает мусор на улице иногда, а кто-то - только если рядом нет урны. Нашлись и такие, кто кидает обертки-огрызки-ошметки под ноги лишь потому, что считает, что дворники все уберут.

Обескураживающие ответы получили мы и на вопрос: «Что для вас могло бы стать символом культуры современной России?» 21 человек не смог назвать ни одного культурного символа страны!

Собственно, и те, кто на этот вопрос ответил, от промолчавших недалеко ушли. Один узрел символ культурной России в языческом знаке коловрате, другой - в «Газпроме» и телевизоре, третий - в Путине и «вежливых людях», четвертый - в автомате Калашникова и автомобиле «Лада-Приора»...

Многие ребята назвали культурными символами страны хохлому, матрешку, балалайку. Приятнее всего было, когда молодые люди называли конкретные памятники архитектуры, музеи, театры – Эрмитаж, Петергоф, Большой театр, храм Христа Спасителя, Красную площадь и Третьяковскую галерею, Царицыно и даже Мавзолей В.И. Ленина.

 
Макар СУСЛОВ, 
ученик 11 класса 
средней школы №10
Ессентуки
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий