Поиск на сайте

Почему в старину гости осыпали похвалами не младенца, а его первую куколку, и как глиняные свистульки отгоняли от малыша болезни и демонов

 
Стоит человеку появиться на свет, как взрослые с ног сбиваются, стараясь окружить его учителями. Карапуз и рад – колыбельные наставники не занудствуют и не бранятся, а бодро звенят над ухом, пищат, трещат и тукают. Это игрушки – «потехи», «балясы» да «тарарушки», как называли их в былые времена.
В пору, когда мамаш не манили «детские миры» и «катюши», запруженные фабричной пластмассой, дитя в люльке тешилось пестрым лоскутом ткани с пришитыми кусочками меди, засушенной коробочкой мака, а то и вовсе стручком гороха. Тех, кто уже вылез из пеленок, развлекали «шаркуны», стригушки, свистульки, берестяные куклы. Они не только веселили босоногих сорванцов, но учили, лечили и охраняли.
Заглянуть в светлый мир детства, а через него в глубь народной истории и в самого себя ставропольцы могут на выставке народных и авторских игрушек в краевом Доме народного творчества.
 
Свистите на здоровье
 

По толковому словарю Ожегова, игрушка – это «вещь, служащая для игры». Однако еще лет сто назад многие детские «безделушки» считались не пустяшной забавой, а проводниками мощных магических сил. Особенно популярны были обереговые куклы. К примеру, «крупеничка», наполненная зерном, предназначалась для женщин, жаждущих материнства, нарядные толстушки-«костромушки» несли в дом сытость и богатство, а «московка» с привязанными к поясу шестью ляльками символизировала женское здоровье, материнскую любовь и нежность.

На ставропольскую выставку коллекцию таких «талисманов в юбке» привезли из Дома культуры села Чернолесского. Среди обрядовых кукол-мотанок, скрученных из пеньковой веревки и бязи, «казак» – защитник дома, «кузнец», помогавший в работе молотобойцам, и шестирукая «филипповка»-рукодельница, оберегавшая хозяйку от усталости, травм. Все куколки безликие – на оберегах никогда не рисовали лиц, чтобы в тряпичное создание не вселился злой дух.

Таинственной силой, по поверью, обладали и свистульки». Они отгоняли от ребенка демонов и болезни, а если хворь все же настигала, могли избавить от нее – стоило лишь посвистеть в игрушку и сказать заветные слова.

Самых маленьких от зла и порчи защищали «пеленашки» – патриархи нынешних пупсов, которых предусмотрительные родители подкладывали в колыбель крохе. Любопытно, что гости, любуясь на маленького, восхищенное «Ути-пути, какой хорошенький!» адресовали игрушке, а не младенцу, дабы не сглазить последнего.

 
Глина, кружево, любовь
 

Мастерили незамысловатых домашних помощников сами хозяйки. В ход шли обрывки тканей, хлебный мякиш и тесто, глина, дерево, солома, шишки, зерна, береста…

Теплые, живые материалы в почете и у нынешних мастеров. Янтарным светом наполнены работы Евгения Смагина из села Рогатая Балка. Его деревянная скульптура «Русич», кажется, согревает душу и сердце. (Кстати, родиной деревянной игрушки в России считается Сергеев Посад, а первым мастером, вырезавшим потешки для детворы, - основатель монастыря Сергий Радонежский.)

В ставропольской экспозиции представлен целый калейдоскоп игрушек – тряпичных, скульптурно-текстильных, керамических, вязаных, меховых, в нарядах, расшитых золотом, гипюром и самоцветами.

Вот мечтательно глядит на нас из-за стекла винтажная барышня в интересном положении. К подолу платья прикреплена бирка, на которой автор, Анастасия Киреева, через запятую перечисляет, что ей понадобилось для создания куклы: «Паперклей, ткани, кожа, синтетический волос, кружево, любовь».

Последний компонент присутствует в избытке во всех работах, и это, пожалуй, главное впечатление всей выставки.

 
 
Руки в боки, носик вверх!
 

Нынешние «лавки чудес» кишмя кишат монстрами, киборгами и прочими уродцами (есть даже игрушки типа «Декстера» - маньяка-убийцы, в наборе с которым идет нож для разделки трупов и стеклышко для сбора образца крови!).

А в старые времена люди верили, что игрушки не только защищают ребенка от темных сил, но и призывают к нему светлых духов, сближая с силами добра. Поэтому в традиционной русской игрушке не встретишь страшных персонажей, ведь они, по поверью, могли причинить ребенку зло.

Имел значение даже цвет. Мастера не злоупотребляли черным и красным (считалось, что цвета мертвого и загробного мира могли навредить впечатлительному игруну), зато жаловали голубой, связанный с небом, покоем и благостью.

На выставке в Доме народного творчества добродушием наполнены все рукотворные создания - и куклы, сделанные по старинным лекалам, и их современные подружки.

На полках красуются влюбленные парочки, старички, домовые, зверушки - всё в них какое-то круглое, доброе, теплое. Умиляют даже детали: божья коровка на ладони, золотой чуб, выбившийся из-под фуражки, кот, свернувшийся калачиком у ног, птенчик в руках, «ожерелье» из прищепок на шее...

Характеры у кукол разные. Так, веснушчатые «подростки» Ольги Ахундовой застенчивы, романтичны и задумчивы. А полногрудые «душечки» Анны Быстровой (на снимке вверху) уверены в себе и насмешливы: стоят, подперев руки в бока и задрав носы, в ушах - яхонтовые серьги, на макушках - пестрые банты.

Но главное - в «Стране игрушек» царят лад, уют, гармония, и всем ее жильцам, несомненно, под силу воспитать в малыше ласковое, небоязливое отношение к миру.

 
«Лайза Минелли» взгрустнула
 

Некоторые игрушки, созданные мастерами-художниками, выглядят как настоящие  произведения искусства. Это, к примеру, коллекция Ольги Шопской-Гусевой, чьи жизнерадостные подопечные - ювелир, садовник, меломан - прямо-таки дышат счастьем.

Не оторвать глаз от работ Светланы Александровой: ее разноплеменные красавицы - болгарка, ногайка, некрасовская казачка, украинка - словно соревнуются, у кого наряд краше. Выбрать победительницу невозможно, так хороши собой молодые дамы и так богаты их национальные убранства.

Студенты Ставропольского регионального многопрофильного колледжа выполнили под руководством педагогов Н. Хориной и Л. Говор один из самых роскошных проектов выставки - копии костюмов царя Алексея Михайловича и русской царицы.

Необыкновенных кукол представила Инна Рогачева: четыре тонкие девушки, олицетворяющие времена года, выполнены из цветного бисера. На каждую ушло полгода кропотливой работы! Неудивительно, что в их багаже - Гран-при международного конкурса «Бисерный эксклюзив».

Самые грустные экспонаты выставки - уникальные театральные куклы из Ставропольского краевого театра кукол. Поникли на ширме царь Дадон в залатанной рубашке, дама в маленьком черном платье, похожая на Лайзу Минелли, Шамаханская царица, бравый солдат и даже Петрушка. Но поднимется занавес, зажгутся софиты - и печальные создания расцветут в руках артистов.

Впрочем, профессионалам сцены не сравниться в мастерстве оживлять «тряпочку» с главными в мире специалистами по этому делу - детьми, в чьих руках обретает душу и характер любая игрушка.

Праздник народного творчества и смекалки продлится в Ставропольском ДНТ до 8 сентября. Приходите!

 
Алима  КУБАНОВА
 
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях