Поиск на сайте

 

Обороты контрафактного товара на Ставрополье составляют миллиарды рублей, но как с этим бороться, никто не представляет

Потребительская корзина

«Честная продукция: проблемы контрафакта и недобросовестной конкуренции» – так назывался круглый стол, который прошел в стенах краевой Торгово-промышленной палаты. Главным информационным партнером мероприятия стала «Открытая» газета.

Каждая десятая сигарета – подделка

Мероприятие вышло представительным – были сотрудники МВД, прокуратуры, Росалкогольрегулирования, антимонопольной и таможенной службы…

И все в один голос говорили о том, насколько сегодня опасен контрафакт: за прошлый год оборот нелегальной продукции в стране превысил 3 трлн рублей. Причем самая большая доля контрафакта на рынках алкоголя, табака, одежды, обуви…

Контрафакт наносит непоправимый ущерб экономике. Как рассказала на круглом столе представитель табачной компании Philipp Morris Алиса Андреева, объем «левака» на рынке – почти 24 миллиарда сигарет.

То есть примерно каждое десятое изделие (причем еще пять лет назад доля контрафакта не превышала 1%). И изза «левых» сигарет и папирос государство недополучает ежегодно в бюджет более 70 млрд рублей в виде акцизов и НДС. Основные «поставщики» этой опасной гадости – Белоруссия, Армения, Киргизия и Казахстан.

Что касается Северного Кавказа, то, по словам Алисы Андреевой, доля «левых» сигарет здесь втрое выше, чем в среднем по стране. Например, в Северной Осетии – их больше половины, в Кабардино-Балкарии – треть…

Такая популярность опасного товара связана с тем, что он намного дешевле легального: пачка сигарет стоит меньше 55 рублей. Если вы сомневаетесь, покупаете настоящий или поддельный товар, то запомните простые правила, как отличить контрафакт.

На нижней поверхности пачки не указана цена и дата выпуска; отсутствует предупредительная «медицинская» надпись на иностранном языке, а также акцизная марка Российской Федерации.

Падки на дешевизну, как правило, подростки. Поэтому распространение нелегальных сигарет четко коррелирует с ростом подросткового курения: судя по соцопросам, каждый десятый несовершеннолетний курильщик признается, что «леваком» торгуют его приятели.

Светлана Чернышова из Общественного совета по проблемам подросткового курения поделилась результатами контрольных закупок, которые активисты провели недавно в Ростове-на-Дону. Ходили, естественно, не по супермаркетам, а по павильонам и ларькам. И в 80% случаев киоскеры легко соглашались продать сигареты подростку, даже не спрашивая его возраста.

Контрафакт изымают тоннами

И какие только подделки не встретишь сегодня на Северном Кавказе! Представители таможенного управления рассказали, что чаще всего от рук «пиратов» в регионе страдают известные спортивные бренды, производители детских игрушек, электроники.

За несколько дней до проведения круглого стола в Минводах на таможне изъяли поддельных часов на 2,5 млн рублей. Все – под известными брендами, от Tissot до Bvlgari.

Чтобы бороться с контрафактом, правительство создает национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак», рассказал на круглом столе эксперт Александр Кривоносов.

С июля такая цифровая маркировка будет введена для табачной продукции (продавать немаркированные пачки сигарет в розницу можно будет лишь до 1 июля 2020 года).

В октябре маркировка вводится для лекарственных средств – но не для всех, а лишь для тех, которые применяются в высокозатратной терапии (их централизованно закупает Минздрав РФ за счет бюджета). Тотально все лекарства должны маркироваться в 2020 году.

Наконец, с декабря маркировка появится у одежды, духов, туалетной воды, шин, пневматических покрышек, фотоаппаратов и ламп-вспышек к ним.

Что будет дальше, правительство пока раздумывает.

По словам Кривоносова, результаты «табачного» эксперимента уже весьма впечатляющие: используют цифровой код производители, которые выпускают более 90% российских сигарет, а промаркировано более 900 миллионов пачек.

Хорошо «раскрученный» пример цифровой маркировки товара – это ЕГАИС, которая отслеживает движение алкоголя по стране. Приехавший в Ставрополь начальник управления информатизации центрального аппарата Росалкогольрегулирования Антон Гущанский рассказал, что в систему включено уже более 300 тысяч участников (правда, из них 256 тысяч – это розничные продавцы).

За пять лет работы система онлайн-контроля продукции «пропустила» 10 миллиардов электронных документов. КПД, если верить федеральному чиновнику, тоже высок: например, только за прошлый год удалось «отсечь» (то есть заблокировать для реализации) почти 30 миллионов бутылок нелегального алкоголя.

Запреты – не всегда благо

На Ставрополье бороться с фальсификатом тоже пытаются, хотя и успехи пока куда скромнее, чем у федеральных властей. Более того, далеко не все инициативы ставропольских чиновников находят поддержку у бизнесменов… на защиту которых вроде как направлены.

На круглом столе разгорелся горячий спорт по поводу «сухого закона», который был введен четыре года назад: розничная продажа алкоголя на Ставрополье запрещена с 22.00 до 10.00, что значительно строже федерального запрета (с 23.00 до 8.00).

По мнению представителей торговых сетей, чем жестче запреты, тем больше желающих их «обойти»: если у человека нет возможности купить алкоголь легально, он будет искать контрафакт, а то и вовсе упьется копеечным «Боярышником».

Прозвучали на круглом столе и позитивные новости. Так, в Ставрополе скоро откроется первое на Северном Кавказе отделение Международного коммерческого арбитражного суда (МКСА), которое будет разрешать в том числе споры между правообладателями.

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий