Нацпроект «Образование», призванный вывести образовательную отрасль края из глубочайшей ямы, нисколько в этом не преуспел. К такому выводу пришла краевая Счетная палата, проверив итоги реализации нацпроекта за последние три года
Для начала немного статистики. Сегодня образовательный комплекс края – это 1700 учреждений образования (детсадов, школ, колледжей и центров внешкольной работы), в которых обучается почти полмиллиона ребят. При этом количество учреждений хронически уменьшается – например, за последние три учебных года закрылась 31 малокомплектная школа, а в нынешнем году планируется упразднить еще 17 школ. Правда, вместо них худо-бедно открываются новые – но куда реже.
Караул с детсадами. Нынче их восемь сотен, а в советское время было больше тысячи. В начале 90-х, на фоне крутого демографического спада, их принялись закрывать и продавать под магазины, жилье, офисы.
В общем, нынче на Ставрополье очередь в детсады составляет 22 тысячи ребятишек, из них только пять тысяч – в краевом центре. Чтобы исправить ситуацию, нужно спешно строить новые садики (по оценкам специалистов, не менее 160). Но где же деньги взять?
Негде брать деньги и на ремонт уже имеющихся объектов. А ведь износ зданий в крае приближается к 50% (в то время как в среднем по России – лишь около трети). Именно столько на Ставрополье школ и садиков, построенных еще при Хрущеве.
Каждое пятнадцатое здание находится в аварийном состоянии, две трети – не соответствуют требованиям противопожарной безопасности.
Три десятка школ и детсадов 1 сентября этого года не смогли открыть свои двери перед учениками из-за технической неподготовленности. Еще в стольких же царила крайняя антисанитария. 40% школьных пищеблоков нуждаются в скорейшем ремонте, замене оборудования и коммуникаций.
По самым примерным прикидкам, ежегодно на капремонт образовательных учреждений края требуется почти миллиард рублей. На деле выделяется вшестеро меньше.
Кавардак и в среднем специальном образовании (это уровень колледжей и техникумов). Из года в год количество их выпускников в крае уменьшается - и стремительно. Они могут обеспечить краевой агропром востребованными рабочими только на треть, а промышленность и строительную индустрию – и вовсе лишь на четверть.
Кто-то из выпускников открывает собственный бизнес, кто-то находит «левый» заработок, а каждый седьмой (15-16%) вообще не может трудоустроиться – и, видимо, пополняет ряды покидающих негостеприимное Ставрополье. Ну а встречным потоком в край рвутся гастарбайтеры из Средней Азии, которые готовы работать здесь без всякого образования и за копейки. Нацпроект «Образование» – благое начинание, он был призван хоть немного улучшить положение дел в самой нищей отрасли российской «социалки».
Конечно, не по всему фронту проблем (да это и невозмождно), но по самым основным направлениям: это поддержка и поощрение учителей, внедрение инновационных обучающих технологий, обеспечение школ автобусами и горячим питанием...
Деньги были выделены немалые: например, Ставрополье за прошедшие три года в рамках нацпроекта получило почти 2,5 млрд. рублей. Сумма аховая – и, естественно, сразу же начались «перегибы на местах».
В конце 2005 года, еще в бытность губернатором Черногорова, правительство края приняло постановление «О плане мероприятий по реализации нацпроектов». Так вот, план мероприятий – есть, а критериев для оценки их эффективности, да и просто ожидаемых результатов нацпроектов – нет! Поэтому порой просто невозможно оценить, в верном ли направлении движется путинская реформа. Причем пока эту ошибку почему-то не спешит исправлять и новая краевая администрация во главе с Гаевским.
Кстати, краевое правительство не приняло и ряд других нормативных актов, связанных с нацпроектами. Непонятно, как вообще проводится конкурсный отбор инновационных школ, которые могут претендовать на федеральный грант в размере миллиона рублей.
Нигде не прописан порядок, по которому край должен распределять между школами закупленное учебное оборудование.
А это значит, что ежегодно десятки миллионов рублей тратятся совершенно произвольно, без законодательной основы. (И это, заметьте, только в сфере образования, а ведь есть еще нацпроекты по здравоохранению, сельскому хозяйству и жилищному строительству.) Согласитесь, факт вопиющий, на который также закрывает глаза губернатор и правительство.
Отсутствие нормативной базы в свою очередь приводит к неприятным последствиям. Так, в конкурсах по отбору инновационных школ и отдельных педагогов нередко победителями становились участники, даже не набиравшие проходного балла. Напротив, многие явные фавориты, получившие максимальные экспертные оценки, не попали в списки победителей.
Более того, нередко победителями таких конкурсов становились школы, которые имели в «послужном списке» выявленные нарушения образовательного законодательства, – то есть они вообще не имели права участвовать в министерском конкурсе.
И потом вроде бы «инновационные» краевые школы показывали унизительно низкие результаты на Едином госэкзамене, вызывая вящее недоумение педагогического сообщества края.
Неоправданно затягивалось и перечисление грантовых средств конкретным школам-победителям. Например, в нынешнем году Управление образования Ставрополя получило из федерального бюджета 8 млн. рублей еще в начале июля – однако эти деньги зачислены на счета городских школ только в середине октября.
Как показала проверка Счетной палаты, деньги, которые получали краевые школы в рамках нацпроекта, нередко использовались не на «инновации», а на банальное латание дыр.
Например, школы Ставрополя и Пятигорска накупили на 300 тысяч рублей, полученных в рамках грантов, мебель в учебные классы, музыкальные инструменты для уроков пения, кондиционеры...
На 70 млн. рублей для школ края были закуплены компьютеры, которые бесплатно подключили к Интернету. Аудиторы, проехав по нескольким школам, убедились, что частенько эти компьютеры простаивают без дела: где-то по техническим причинам (под завязку заражены вирусами), а где-то просто берегутся «на черный день».
Счетная палата направила свои неутешительные выводы губернатору, в краевую Думу и муниципальные управления образования. Теперь чиновники должны провести большую работу над ошибками. Впрочем, верится в это с трудом – чиновничий менталитет за месяц не переделать.
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель
«Открытой» газеты
Директор Центра образования Л.М. Логвиненко за счет бюджетных денег оплачивала своему мужу подполковнику Логвиненко В.В. начальнику типографии Ставропольского филиала Ростовского военного института РВСНв услуги по уходу за рыбками в вышеуказанном лицее. Да и себя не обижала-з/п 135000 рублей по нац проекту за счет преподавания по 40-50 часов в неделю каждого предмета: история,ин.яз,география, рус.яз.математика и так далее. Пенсионерка-суперпреподаватель да и только. Построила дом, купила машину за счет долгостроя во дворе этого лицея. Неужели счетная палата этого не увидила? Ведь существуют ведомости начислений, затраты на долгострой в размере около 3 млн.руб.,а он и по ныне в том же виде,какой его оставил Шеболдас.
Добавить комментарий