Поиск на сайте

Давние планы создать в крае электронное правительство, похоже, становятся реальностью

 

В конце декабря в Москве состоялась презентация единого портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru) - событие само по себе неординарное, к тому же еще удостоенное внимания президента.
Приятная новость не поблекла даже под воздействием критических замечаний Дмитрия Медведева, который, будучи продвинутым компьютерным пользователем, указал на главный недостаток новшества: «Информация там есть, но возможность реализации своих потребностей, то есть оказание услуги в электронном виде, пока отсутствует».
Чтобы с помощью нового ресурса граждане могли оформлять документы, оплачивать пошлины, штрафы, налоги, регистрировать недвижимость, решать сотни рутинных вопросов, предстоит еще плотно поработать.
Президент заявил, что в соответствии со Стратегией развития информационного общества в России к 2015 году необходимо все государственные услуги перевести в электронный вид. И для скептиков добавил: «Подчеркиваю - все, не частично, а все!»
Что уж говорить, информационные технологии на рынок государственных услуг проникают с большим скрипом. Хождение по чиновным кабинетам ежегодно вышвыривает из жизни  граждан 25 миллионов человеко-часов и высасывает из карманов миллиарды рублей. Согласовать строительство, открытие собственного бизнеса, завизировать то или иное разрешение  превращается в сущую пытку. Время, которое люди могли бы потратить на работу, семью, получить дополнительное образование, бездарно исчезает под прессом волокиты и проволочек. Изъятие у населения миллионов человеко-часов превратилось для страны в национальную катастрофу. 
Медведев потребовал от министерств и ведомств ускорить переход на обмен электронными образцами документов (пока на этом поприще преуспели лишь Минэкономразвития, Минсельхоз и Минкомсвязи). До сих пор не проработан единый проект инфраструктуры электронного правительства, общий смысл которого в непрерывной оптимизации процесса предоставления гражданам услуг с помощью технических средств, Интернета и современных СМИ.
Электронное правительство должно обеспечить гражданам доступ к госуслугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения клиента и времени года. Обезличенное общение чиновника и гражданина, позволяющее последнему самостоятельно отслеживать продвижение своего дела по инстанциям, можно считать конечной целью создания электронного правительства.
Что ж, похоже, лед тронулся, к тому же к разработке и внедрению проекта электронного правительства удалось подключить финансы Европейского союза - почти два миллиарда евро. В качестве генподрядчика привлекут международный консорциум, в составе ирландской, германской и российской компаний. 
А вот с каким скрипом шло внедрение новых технологий в крае. О том, что Ставрополье претендует на право реализации пилотного проекта по информатизации госуправления, местные власти оповестили еще в 2001 году. «С уверенностью можно сказать, что самая развитая в России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) сеть волоконно-оптических линий связи построена в нашем крае, ею охвачены все районные административные и муниципальные образования, - живописал тогда завотделом информатизации аппарата правительства края Федор Бармин. - Таким образом, телекоммуникационный ресурс, отвечающий современным требованиям, в крае есть».
Поскольку оптоволоконная сеть закольцована и проходит в непосредственной близости от границ соседних регионов, поговаривали даже о создании информационной корпоративной  связи органов госвласти на всей южной территории страны. Но, как водится, что-то не заладилось, и амбициозный проект спустили на тормозах.
В 2005 году китайская компания Huawei Technologies представила губернатору Александру Черногорову проект инвестиционного контракта на создание в крае единой информационно-телекоммуникационной сети передачи данных на сумму $12 млн. Однако дальше визита ставропольской делегации в Китай дело не пошло.
Что к 1 января 2009 года в крае должна быть создана система электронного правительства, не раз повторял уже и губернатор Валерий Гаевский. Минэкономразвития края, возглавляемое тогда Константином Храмовым, отчиталось, что в регионе «фактически началось внедрение системы межведомственного электронного документооборота и, как следствие, обеспечение прозрачности государственных услуг, устранение бюрократических препон и снижение уровня коррупции». 
Причем электронный документооборот намеревались распространить не только в отдельных министерствах или ведомствах, но на всех уровнях исполнительной власти. И опять погорячились, по крайней мере, со сроками уж точно.
Наконец, в апреле прошлого года правительство презентовало Стратегию развития информационного общества в Ставропольском крае. Среди множества задач, прописанных в документе, есть и такие: создание платформы электронного правительства, системы электронного документооборота в органах госвласти и местного самоуправления. 
Уже летом краевая дума приняла в двух чтениях закон об информационных системах, в котором заложены принципы обеспечения открытости госструктур. И на этот раз, кажется, действительно можно надеяться на успех мероприятия - как-никак, а вопрос курирует сам президент.
Неплохие, к слову, результаты демонстрирует мэрия Ставрополя, наладив и постоянно расширяя систему электронного делопроизводства. Объединять чиновников краевого центра в электронную сеть начали еще в 2008 году. 
В качестве эксперимента проект обкатали на службах, расположенных в здании мэрии, после чего положительный опыт решили распространить на все структурные подразделения. На подходе три районные администрации, а также комитеты градостроительства, по управлению имуществом и экономического развития. Чуть позже к ним примкнут оставшиеся 11 городских структур, таким образом замкнув кольцо единой системы электронного делопроизводства.
И хотя новая система требует дополнительных рабочих мест, должная реализация проекта позволит жестко контролировать движение документов, а работу чиновников сделать прозрачной и регламентированной по срокам, убеждены в мэрии Ставрополя.

 

Олег ПАРФЕНОВ

 

 

Чем закончится технологическая революция для российской бюрократии?

 

С нового года на Ставрополье начал работу справочный интернет-портал бюрократических услуг по адресу: www.gosuslugi.stavkray.ru. На сайте доступна информация о сотне видов госуслуг, среди которых реально получить в электронном виде можно лишь единицы. 
Либерально мыслящие политики и эксперты очень любят сравнивать Россию и Запад по самым разным критериям – и сравнение неизменно не в нашу пользу. У нас больше пьют, чаще мрут, да и вообще жизнь простых людей оказывается мрачной и беспросветной… 
По мнению многих, корень всех подобных отличий наших цивилизаций следует искать в чиновничьем менталитете: российский бюрократ работает исключительно на личный интерес, а западный – на интересы всего общества. Кремль это осознает. Но наивно полагает, что такую пропасть можно одолеть всего в один шаг - внедрив в отечественные госведомства новые информационные технологии. Естественно, технологии эти копируются у Запада (за неимением собственных).
Вот в декабре Минсвязи РФ запустило федеральный портал государственных и муниципальных услуг. Пока он действует как большой справочник: ныне здесь аккумулирована информация примерно о 150 видах госуслуг (хотя их вдесятеро больше). При этом можно по пальцам пересчитать те бюрократические услуги, которые человек может реально получить в электронном виде (через Интернет, не выходя из дома): например, подать налоговую декларацию или узнать свою задолженность по налогам. 
Правда, власти обещают, что к 2015 году все полторы тысячи видов госуслуг будут полностью переведены в электронный вид. Медведев даже пригрозил увольнять тех губернаторов, которые не проявят должного рвения в этом вопросе (значит, «они не годны к работе в современных условиях», предрек президент). Заодно Медведев обещал штрафовать те госучреждения, которые медленно внедряют электронный документооборот.
После такой встряски регионы принялись наперегонки создавать свои порталы госуслуг. Появился он и на Ставрополье. По сути это обычная калька с аналогичного федерального портала: большинство ссылок на краевом сайте именно туда и ведут. Правда, плюс к тому добавлена информация про сотню специфичных для края госуслуг (в их числе 66 для граждан и 43 для бизнесменов).
Для удобства навигации все виды госуслуг поделены на разделы по типичным жизненным ситуациям: «Усыновление и опека», «Получение паспорта», «Защита от безработицы», «Высшее образование», «Таможенное оформление»… 
Помимо получения справочной информации про госуслуги посетители портала могут также оставлять здесь электронные обращения (жалобы) по любым интересующим их вопросам. Обещано, что на каждое обращение гражданину пришлют электронный ответ. В этом вопросе с порталом уже взаимодействуют все краевые ведомства, районные и городские администрации, а также ГУВД, прокуратура, территориальные управления Пенсионного фонда, миграционной и налоговой служб. Правда, судить об эффективности этого взаимодействия пока рано. 
Подобная статистика есть пока только по федеральному порталу гос-услуг. Он заработал 15 декабря, и всего за два дня работы его посетило более миллиона человек. Это шесть посещений каждую секунду, что сопоставимо с посещаемостью самых популярных интернет-ресурсов Рунета – почтовых и поисковых систем. Значит, в обществе есть огромный запрос на подобные информационные услуги. Только вот сможет ли государство этот запрос удовлетворить?! 
Поживем - увидим. Ну а бюрократам, похоже, ближайшие четыре года (пока госуслуги полностью не переведены в Интернет) бояться нечего – воровать они будут по-прежнему. Да и потом что-нибудь придумают, извернутся, приспособятся... Менять ведь надо не компьютеры на столах российских чиновников, а мозги этих самых чиновников-хамелеонов. Иначе никакая обещанная президентом модернизация не окажется действенной.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях