Поиск на сайте

 

 

О меценатах, именитых и рядовых, но одинаково преданных прекрасному, рассказывает открывшаяся в краевом музее изобразительных искусств выставка экспонатов, преподнесенных в дар

 

Работа пополнения фондов непростая и требует постоянного внимания и тесного сотрудничества с художниками, владельцами галерей, коллекционерами. Любая преподнесенная в дар вещь - это итог напряженной выставочной деятельности, наработанных творческих контактов, но главное - доверия к служителям музея, хранителям, научным работникам. А любой подарок, вспоминая слова Владимира Стасова, русского музыкального и художественного критика, несет в себе пример «великодушия и доброжелательства на пользу своего народа».
На выставке представлены предметы, поступившие в музей по дарственным за последние десять лет. Да и то их скромная часть, поскольку за это время было передано около 850 произведений живописи, графики, скульптуры, предметов прикладного искусства. Среди меценатов нашего времени, как оказалось, не только жители края, но многих других городов, однажды побывавшие в музее или же просто о нем наслышанные: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Краснодара, Майкопа, Нальчика, Махачкалы, Таллина...
Некоторые имена по праву считаются настоящим культурным достоянием страны: народный художник, заслуженный деятель искусств РФ Эдуард Дробицкий (1941-2007), заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения Иван Порто (1939-2009), искусствовед, историк, краевед, доктор исторических наук, член Союза художников и писателей, автор многочисленных изданий по искусству Нина Молева, а также ее супруг - живописец, график, коллекционер, педагог, организовавший в 1946 году в Москве первую студию абстрактного искусства, ставшую основой художественного направления «Новая реальность», Элий Белютин.
Отдельное место в списке подарков занимают предметы декоративно-прикладного искусства из художественной эмали, керамики, фарфора, стекла, дерева, ткани, кожи. Порой одна такая вещь может рассказать о традициях, обычаях, эстетических предпочтениях той или иной эпохи больше, чем картина или скульптура.
Художник-реставратор Евгения Черепанова, восхитившись тем, как старательно, по крупицам собирают коллекцию прикладного искусства в ставропольском музее, передала ему в дар несколько поистине ценных предметов. Среди них - инкрустированное поделочными камнями и перламутром блюдо из Индии первой четверти XIX века, блюдце мейсенского фарфора, изготовленное на Королевской мануфактуре в первой половине XVIII века, лоток производства Венской мануфактуры, бокал из белого металла с гравировкой, датируемый 1829 годом.
Давние творческие отношения связывают музей с мастерами из соседних регионов. Один из них - ростовчанин Олег Захаров - художник декоративно-прикладного искусства, керамист, музыкант, создатель уникальных образцов сосудообразных полифонических флейт - окарин, получивших название «казачьих флейт», или «флейт Захарова».
Среди дарителей встречаются люди самые разные, но все они, безусловно, большие ценители искусства. Самобытный ставропольский мастер по дереву Василий Гутенев преподнес музею фигуру из дерева «Духовный наставник». Мастерица Эмма Бахмацкая, много лет преподававшая в краевом художественном училище, подарила панно «Чистые воды», в котором при помощи зеркала достигается эффект бегущего потока.
Большую коллекцию собственных вышивок в дар музею преподнесла жительница Ставрополя, ветеран Великой Отечественной войны Раиса Мезенцева. А вот группа монахов из индийского монастыря Гъюдмед пополнила коллекцию стран Востока, вручив ритуальный шарф, ритуальный сосуд и танку (короткий лирический стих) с пожеланиями.
Более ста предметов декоративно-прикладного искусства передала Клавдия Николаева - тут и мелкая фарфоровая пластика, и сервизы, и хрустальные стаканы. Предметы эти массового, тиражного производства, может, и не обладают пока большой исторической ценностью, но ведь именно они наиболее полно раскрывают быт минувшего столетия.
Немало даров в фонды музея перешло с краевой выставки «Источник вдохновения», состоявшейся в 2002 году. 
В собственность музея перешли работы (ручная роспись и лепные узоры) известных художников «Кисловодского фарфора - Феникса», а также его дочернего предприятия «Алан». В частности, созданные в духе традиций карачаевской культуры авторские произведения Казбека Темирбулатова, члена Союза дизайнеров России.
Самые активные создатели «народной» коллекции - это, безусловно, ставропольские художники, их родственники, близкие.
Стараниями заслуженного художника РФ Алексея Соколенко фонд разбогател 54 работами, среди которых акварели его жены Ларисы Должанской, работы из художественного наследия брата - художника, реставратора Михаила Соколенко, а также народного художника РСФСР Корюна Казанчана.
Три десятка графических произведений Владимира Доде (1937-2001) были переданы музею его дочерью. Десятки работ, живописных и графических, преподнесли Владимир Грибачев, Евгений Саврасов, Николай Авсаджанов, Игорь Хоронько. Фонд скульптуры пополнился авторскими работами Валентины Санжаровой, Сергея Каравинского, Василия Чуйкова.
Горячая эмаль доступна далеко не всем, считается элитарным направлением в искусстве, а потому особое место в коллекции музея занимают произведения художественной эмали заслуженного художника России, мастера с мировым именем Николая Вдовкина из села Побегайловка Минераловодского района. Открывшуюся выставку украшает его панно «Белое безмолвие», а также несколько работ из серии «Приамурские узоры» - редкие по своей красоте, полные глубокого смысла и очарования.
Николай Михайлович считается родоначальником школы эмальеров на Ставрополье, а на базе своей мастерской проводит семинары, на которые съезжаются художники со всего мира.
Органично произведения мастера на выставке дополняют работы его ученицы Зои Козловской из Невинномысска: «Ода русскому огурцу-2», «Птица Гамаюн», «Пробить раму ограничений», «Вертикаль, горизонталь».
Неоднократно в дар музею свои работы преподносит кисловодский мастер Валентин Телесницкий, зарекомендовавший себя в целом ряде направлений: скульптуры, медальерного искусства, архитектуры, дизайна. Специально к 65-летию Великой Победы Валентин Филиппович изготовил и подарил музею медали «Павшим в боях за Кавказ. 1942-1943», «Защитникам Клухорского перевала», «Бухенвальд», «Застава в горах», «Салют Победы». 
Одним из самых значительных и ценных даров явилась передача в фонд музея 125 произведений живописи Василия Логачева (1930-2009), члена Союза художников РФ, искусствоведа, одного из основателей краевого художественного училища. Это пожелание исполнила его супруга и друг с согласия сына. Родители талантливого, ушедшего из жизни в 18-летнем возрасте, Сергея Мягких (1962-1981) передали в дар последние 34 работы сына, которые хранили у себя до последнего времени. Отныне музей является обладателем всей мемориальной коллекции художника.
Однако бывает и так, что даже один предмет являет собой целую историю. Примером тому служит история жителя Санкт-Петербурга Юрия Траубе, узнавшего, что в фондах ставропольского музея хранится мебельный гарнитур, принадлежавший в конце XIX - начале XX века семье местных предпринимателей Траубе, потомком которой он и является.
Получив по почте снимок отреставрированной мебели своих предков на фоне экспозиции, в знак признательности выслал полотенце ручной работы с вензелем «ТБН» - семейную реликвию из приданого его бабушки, Татьяны Богдановой-Новиковой, чьи инициалы как раз и вышиты на полотенце.
Удивительная история связала музей с именем художника А.Г. Умеренкова из Таллина. Когда-то давно он жил в Ставрополе, подарил музею несколько своих работ, переехал в Эстонию. После распада СССР художник, «желая в своем творчестве принадлежать России», обратился в музей и попросил принять в дар 17 оставшихся у него работ… 
Как пообещала директор музея Зоя Белая, до конца года намечается еще ряд похожих выставок. Так что дарители только открывают сезон. И приглашают в свои ряды влиться всех, кому небезразлично наше общее духовное богатство.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий