Поиск на сайте

Почему знаменитый ответ историка Николая Карамзина на вопрос русских эмигрантов о родине актуален и сегодня, размышляет наш читатель, профессор СГПИ Евгений Пономарёв

 

Два десятка лет все российское сообщество по инициативе высшей власти борется с коррупцией. Но бороться-то можно с теми, кто сопротивляется. А в России глупо даже задавать вопрос: «Кто против борьбы с коррупцией?» Все единогласно за. Таким образом, все борются, но сложно понять, кто с кем.

 

Борзые щенки не в почете
Коррупция, как ни один порок современного общества, многолика и подвержена постоянному изменению. Банальное представление о мздоимце, который «берет борзыми щенками», на наших глазах трансформируется в изобретательного члена сообщества, который даже не скрывает своего не по заслугам растущего благополучия.
«Дары», которые креативный бюрократ благосклонно принимает от просителей, – это не только конверты (они постепенно становятся анахронизмом), но земельные участки, обезличенные сертификаты в российских и заграничных банках, консультационные услуги, лекции, псевдонаучные разработки с фантастическими гонорарами, всевозможные отложенные на неопределенное время услуги, возможность (до недавнего времени) размещать тяжким трудом нажитые накопления в офшорах...
Живучесть коррупции объясняется не только ее многоликостью, но и могучим лоббированием на всех уровнях власти и во всех сферах деятельности. Всем известен старинный прием базарных воришек, которые в случае опасности громче всех кричат: «Держи вора!»
В СМИ регулярно клеймят позором то врача, принявшего пакет со снедью и бутылку коньяка от пациента, то учителя, попавшегося на поборах на обустройство класса… О рядовых работниках ДПС даже говорить не приходится. Кому-то, очевидно, выгодно представить, что именно они являются главными ворюгами в стране.
Однако не сотни тысяч рядовых сотрудников бюджетной сферы представляют угрозу национальной безопасности. (Как сказал знаменитый детский хирург Лев Рошаль, «врач, принявший благодарность от пациента, получил не взятку, а милостыню».) А чиновник, имеющий доступ к бюджетным средствам, преступающий закон в корыстных целях, представляет главное зло, парализующее всю систему государственного управления.
Украденные миллиарды «Оборонсервиса» – дело рук не офицеров и солдат российской армии, а генералов под руководством министра. На их фоне даже главврач краевой больницы Алтайского края со взяткой в 70 млн. руб., министр здравоохранения Омской области (138 млн. руб.), бывший сити-менеджер Ставрополя Бестужий (50 млн. руб.) и другие чиновники – просто мелкие воришки.

 

Не по чину берешь!
Вообще, в России отношение к мздоимству исторически особое. По данным Wikileaks, взяткооборот в стране достигает 300 млрд. долларов в год, и, как показывает статистика, треть россиян относятся к взяткам с пониманием. С чем это связано?
Российская государственность изначально строилась на своеобразной мздоимной основе: князь за службу старшим дружинникам и прочей служивой бюрократии платил не фиксированное денежное жалованье, а выделял землю и крестьян, которые «кормили» древнерусского чиновника. Система кормления просуществовала на Руси более полутысячи лет и была официально отменена только Иваном IV в середине XVI века.
Проходили столетия, однако общий принцип кормления государственных служащих от своего места службы процветал и в Российской империи, и при советской власти. С пониманием к нему относились и «верхи», и «низы». Проблема была в одном – чувстве меры.
Осуждение взяточничества в российском обществе приобрело своеобразный характер: «Плохи не те, кто взятки берет, а те, кто меры не знает». Среди отечественных бюрократов эта формула выражалась в реплике: «Не по чину берешь!»
XVI-XIX века – время становления и расцвета Российского государства – сопровождались тотальной коррупцией. Николай I говорил сыну (будущему императору Александру II): «Мне кажется, что во всей России только ты да я не воруем».
На вопрос: «Что нового в России?» – во все времена актуален ответ великого историка Николая Карамзина: «Воруют…»
Да и в советские годы власть с пониманием относилась к мелким подношениям. На предложение повысить зарплату советским служащим Сталин ответил: «Хорошего учителя, врача и попа народ сам прокормит».
Но вернемся к новейшей истории. В 2012 году в российском обществе практически незаметно прошел 20-летний юбилей борьбы с коррупцией. В апреле 1992 года президент РФ Борис Ельцин издал указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», который запрещал государственным чиновникам заниматься коммерческой деятельностью.
На решение проблемы взяточничества в некоторых странах, например Сингапуре, понадобилось всего несколько лет. У нас ушло два десятка – и без толку. Государственные мужи столь рьяно «исполняли» президентский указ, что за двадцать лет их капиталы, нажитые на службе Отечеству, сделались так весомы, что национальные банки стали малы для их обслуживания.
Как тут не вспомнить знатока российских нравов и изворотливой натуры бюрократов Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

 

Чиновник – лишь статист
Итак, даже поверхностный взгляд на историю свидетельствует, что борьба с коррупцией в современной России будет непростой. Как преодолеть воровство государственных мужей? Может ли человек отказать себе в удовольствии не воровать, не брать чужого, не пытаться улучшить свое материальное положение за счет другого?! Все попытки обратиться к сознательности человека, его совести, разуму, стыду, как показывает тысячелетняя практика, обречены на провал. Самоограничение противоречит самой сути хомо сапиенс.
Значит, нужно попытаться изменить условия, возможности, законы, регулирующие и определяющие поведение людей. Чтобы добиться реального результата, нужно менять общие принципы и саму основу власти и государственного управления.
Российское право в своем формировании пошло по пути романо-германской правовой системы, основным принципом которой является разрешительный подход к регулированию общесоциальных и частных отношений. То есть, начиная с рождения гражданина и через все этапы его жизни, кончая смертью, он вынужден получать разрешения и согласовывать свои действия с государством.
Вся наша жизнь протекает под надзором государственных чиновников, с их согласия и разрешения (а нередко несогласия и неразрешения). Чиновники разного ранга становятся едва ли не главной фигурой, от которой на переломных этапах зависит судьба обывателя.
Архаичная формула «власть – деньги» в современной России стала не менее актуальной, чем в Древнем Египте. Сегодняшние коррупционеры – это не упыри, засланные к нам для развала страны. Они такие же граждане, как мы, наши соседи, друзья и одноклассники, получившие иные возможности. Значит, необходимо менять не человека, облеченного властью, а условия, ограничивающие или допускающие его «свободу коррупции».
Одним из кардинальных путей решения проблемы может стать постепенное изменение самой природы правовой системы России в сторону англосаксонского варианта с его уведомительным характером.
Такая система функционирует как бы автоматически, без участия чиновников, на основе действующего законодательства. Попросту говоря: реализуя свои права, гражданин не испрашивает разрешения у государственных мужей, а уведомляет их о своих намерениях и действиях. Бюрократ становится обыкновенным статистом, который помогает, а не мешает гражданину реализовывать свои права.
Кроме того, повышение правосознания россиян, их участие в создании гражданского общества невозможно без того, чтобы государство не предоставило им возможность самим распоряжаться своими правами. Только зрелое гражданское общество способно победить коррупцию.

 

Евгений ПОНОМАРЁВ,
доктор юридических наук,
профессор, заведующий кафедрой истории и права
Ставропольского
государственного
педагогического института

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях