Поиск на сайте

Новое похолодание принесёт на Ставрополье головную боль для дорожных строителей

Недавно побывал я в Москве. После каждой прогулки по заснеженным улицам столицы – на сапогах и джинсах белые разводы, которые даже мылом не выведешь. Своего рода «наследие» лужковской эпохи, когда дороги так щедро посыпали солью, что пару обуви можно было выкидывать после каждого сезона.
А вот на Ставрополье давно используют более совершенные методы борьбы с гололедом. Об этом на днях рассказал министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта края Игорь Васильев (на фото) на встрече с членами Общественного совета своего ведомства.

Повод для встречи – то, что перед новым годом сразу несколько краевых интернет-изданий растиражировали информацию, будто в Ставрополе рабочие кладут асфальт прямо посреди луж. Игорь Васильев рассказал, что по всем этим новостным публикациям была проведена проверка. Оказалось, что фотографии, которые журналисты выдавали за ставропольские, были сделаны... в Саратовской области.

По словам Васильева, «ямочный» ремонт на дорогах допустимо проводить даже в холодное время года. При этом используется холодный асфальтобетон: этот материал долго хранится (до 12 месяцев), после укладки мгновенно схватывается, и дорогу можно сразу же использовать. Единственный минус – такие работы обходятся дороже обычных в несколько раз.

Поэтому такой метод используют только для устранения аварийных выбоин и ям, а вот весной, когда потеплеет, дорогам предстоит уже основательное «лечение». Причем, подчеркнул Васильев, ремонтные работы зимой пришлось проводить вынужденно, по предписаниям ГИБДД (так, только администрацию Ставрополя оштрафовали почти на 6 млн. рублей за ямы на дорогах).

На состояние дорог на Ставрополье, разумеется, непосредственно влияет погода, а она очень изменчивая. Например, нынешней зимой потепление несколько раз чередовалось с похолоданием.

Обслуживают дороги края государственные предприятия: они убирают снег, а также борются с гололедом. В случае лютой непогоды на краевые дороги одномоментно можно выставить 65 оперативных отрядов дорожной техники.

На базе министерства создана и единая диспетчерская служба, которая обобщает всю информацию о состоянии проезда (ее предоставляют дорожные предприятия, ГИБДД, а также автовокзалы). Эту информацию размещают на официальном сайте министерства dorogisk.ru.

Бывает и так, что из-за капризов погоды денег, заложенных в госконтракте на обслуживание дорог, просто не хватает. Но на Ставрополье в этом никакой проблемы нет, говорит Игорь Васильев: сегодня в каждом районе есть государственное ДРСУ, и у каждого на балансе – 200-300 километров дорог.

Когда десять лет назад в крае началась реформа дорожной отрасли, эти ДРСУ пытались приватизировать. Но их удалось сохранить в государственной собственности. Причем Ставрополье сегодня единственный регион Северного Кавказа, где все дорожные предприятия не отдали частникам.

По словам Васильева, это единственно правильный путь: в отличие от частных компаний госпредприятия работают круглые сутки и семь дней в неделю... Соответственно и качество дорог на Ставрополье выгодно отличается от соседних регионов, что отмечают и сами автомобилисты.

Игорь Васильев рассказал, что специалисты министерства постоянно отслеживают передовой опыт не только других территорий, но даже и стран.

В Европе с гололедом уже давно борются без помощи соли: применяют, например, песок или мелкий отсев с горячей водой (вода растворяет снег, а затем песок обеспечивает сцепление с шинами проезжающих автомобилей) или даже свекловичную патоку.

А, например, в Финляндии или Германии дороги вообще ничем не посыпают, их просто регулярно чистят от снега.

Только в России по такому пути пойти пока сложно. Все европейцы первого октября, как по звуку горна, «переобувают» свои машины в зимнюю резину и ездят так вне зависимости от того, тепло на улице или холодно. Нарушитель заплатит такой огромный штраф, что хоть машину продавай.

А в России и в гололед хотят гонять по 150 км/ч, поэтому и зимой, и летом ездят на «лысой» резине. Ведь штрафы копеечные, всего тысяча рублей. А когда затем машины лихачей бьются на зимних трассах, все дружно ругают дорожников: дескать, это они вовремя не посыпали проезжую часть песочком.

Именно из-за этого, говорит Игорь Васильев, и приходится использовать соль, которая препятствует образованию комков песка. Правда, если еще недавно дороги обильно поливали рассолом, то сегодня от этой дурной практики почти отказались. Ведь соль при температуре ниже чем минус 10 градусов вообще неэффективна, да еще и наносит непоправимый экологический вред: испаряясь, оседает на проводах, губит почву и зелень...

Как поделился с членами Общественного совета Игорь Васильев, есть и проблемы с финансированием отрасли. Нередко местные администрации волокитят разработку проектной документации, затем медленно проводят конкурсные процедуры.

Есть и задержки с поступлением средств из дорожного фонда. В итоге к концу 2016 года «задержались» почти 400 млн. рублей. Но они никуда не испарились, а просто перешли на 2017 год, хотя и потратить их можно только на не завершенные еще участки дорог.

К 2020 году все регионы должны перейти на нормативное финансирование дорожных работ, то есть ремонтировать и содержать дороги больше будет невозможно по остаточному принципу. Только по полной стоимости!

В прошлом году на Ставрополье удалось отремонтировать 284 км краевых дорог... хотя по нормативам эта цифра должна быть не меньше 800 километров!

Правда, для бюджета переход на дорожные нормативы весьма затратен: ежегодно придется тратить не менее 15-16 млрд. рублей. И сумма постоянно растет, учитывая старение дорог и удорожание работ.

Всего же на Ставрополье на дорожную отрасль в будущем году будет выделено 6 млрд. рублей.

В то же время в Волгоградской области, где общая протяженность дорог ничуть не меньше, – лишь 2 миллиарда. А вот, скажем, в Ростовской области финансирование отрасли составит около 16 миллиардов, а в Краснодарском крае – 24 миллиарда.

Так что нам есть куда расти.

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях