Поиск на сайте

 В каждом городе края должна появиться должность главного энергетика, предлагает наш читатель

 

Здравствуйте, уважаемая «Открытая» газета! По специальности я энергетик, почти всю жизнь проработал в топливно-энергетической отрасли. И хотел бы поделиться на страницах вашей газеты мыслями о болезненной для края проблеме – энергетической безопасности.

 

Одним из моих мест работы была нефтяная компания «ЮКОС», где я заведовал всеми автозаправками Ставропольского края. И за это время насмотрелся, каким образом по сговору директоров различных компаний взвинчиваются цены на топливо на розничном рынке. 
Естественно, рост цен на ГСМ – это крайне болезненный для аграрного Ставрополья процесс, поскольку он влечет удорожание сельхозпродукции. Как мне кажется, реальное решение этой проблемы – это создание в крае собственного производства биотоплива.
Большая часть Европы и другие страны уже перешли на этот экологически чистый вид топлива. Скажем, в Литве действуют два крупных завода (в Клайпеде и Мяжейкяе), которые производят биодизель для внутреннего потребления и на экспорт; в Белоруссии биодизель производят на заводах в Новополоцке и Гродно; развивается производство биотоплива в Украине и Казахстане. 
Еще три года назад президент Владимир Путин на встрече со студентами Красноярского университета поднял вопрос о производстве биотоплива на Юге России, которое наиболее богато масличными культурами (именно из них производится биодизель).
Этот инновационный проект вполне реально реализовать на Ставрополье, ведь у нас есть все ресурсы для этого. В первую очередь это рапс, масло которого идет непосредственно на производство биодизеля. Причем в крае растут как посевные площади, так и урожайность рапса: в прошлом году сбор этой культуры в крае составил 182 тысячи тонн, что почти вдвое больше, чем было в 2009 году.
Мой знакомый, директор  крупного хозяйства, рассказывал, что к нему постоянно обращаются немцы по вопросу закупки рапса на биотопливо. Ведь Германия лидирует среди европейских стран по объемам производства и потребления биотоплива (в стране работает свыше тысячи АЗС биодизеля).
Второй необходимый компонент – это метиловый (этиловый) спирт, который используется для химической обработки рапса. Метанол в больших объемах производится на «Невинномысском «Азоте», где и можно было бы разместить завод по производству биотоплива.
Причем это не требует особых затрат, ведь можно закупить в Германии компактный блочный завод, который легко собрать и переместить. Для производства не нужно использовать продовольственное зерно, а цены на биотопливо будут на порядок ниже нынешних цен на ГСМ (особенно для поставщиков рапса).
У меня были готовы все расчеты, я начал вести переговоры с руководителями многих сельхозпредприятий края и нашел немало союзников. В частности, горячо поддержали мою идею Герой Социалистического Труда, председатель СПК «Казьминский» Александр Шумский и председатель СПК им. Чапаева Николай Донцов (ныне погибший). 
Но дело застопорилось, как водится, на бюрократическом уровне. Когда я обратился с этим стратегическим для Ставрополья вопросом к первому заместителю министра промышленности, энергетики и транспорта края Сергею Унанову, то не встретил ни понимания, ни поддержки. А вскоре все мои письма были похоронены в архивах министерства. 
Другим моим местом работы было МУП «Горэлектросеть» Ставрополя, где я возглавлял службу безопасности. Больно было видеть, как методично и целенаправленно разваливали это главное энергообеспечивающее предприятие краевого центра.
Сегодня оно существует скорее на бумаге, почти вся собственность – подстанции, линии электропередачи, спецтехника – из муниципальной собственности выведены в частные компании: ОАО «Ставропольские электросети», ООО «Ставропольэнергоинвест», ОАО «Городские электросети». У властей Ставрополя нет реальных рычагов управления этими предприятиями, то есть мэрия не может дать гарантии энергетической безопасности города.
«Горэлектросеть», еще недавно бывшая одним из самых престижных и высокооплачиваемых предприятий, вмиг стала должником. Об этом открыто говорят на планерках в правительстве края.
Но такие заявления – блеф! Не может быть должником организация, руководители которой приобрели себе каждый по автомобилю Land cruiser и которым мало административного здания на улице Суворова, они «вынуждены» арендовать помещение в самом дорогом офисном здании города – отеле «Континент». 
Зато зачастую работники всех основных служб (воздушных линий, кабельных линий, распределительных подстанций и других), а также спецтехника «Горэлектросети» направляются на нецелевые, «коммерческие» работы – в ущерб энергобезопасности города. На чей карман работают?
За последние годы я много раз обращался к губернатору края и мэру Ставрополя, требуя прекратить развал стратегического предприятия. 
И тогда мне даже в страшном сне не могло присниться, что после разграбления «Горэлектросети» то же самое произойдет и с городским троллейбусным предприятием, которое также было продано частнику, причем дважды. И чиновники, которые способствовали этим аферам, каждый раз принимались кричать: «...держите вора...», «...не дадим погибнуть предприятию...», «...люди, ищите деньги...»
Чтобы подобные ситуации не повторялись впредь, я предлагаю ввести в каждом городе Ставрополья должность главного энергетика, который должен напрямую подчиняться первому замглавы, курирующему предприятия энергообеспечения, и персонально отвечать за вопросы энергетической безопасности.

 

Юрий ГОЛОВКО,
пенсионер
Ставрополь

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях