Поиск на сайте

К 100-летию Александра Солженицына

11 декабря 2018 года ровно сто лет назад в городе Кисловодске появился на свет наш великий земляк: лауреат Нобелевской премии, писатель, публицист, выдающийся мыслитель, одна из ключевых фигур в истории ХХ века - Александр Солженицын. Снова перечитала работу Александра Исаевича «Как нам обустроить Россию. Посильные соображения».
Открутить бы стрелки часов назад, в девяностые, прочитать его труд сегодняшними глазами всем нам, и главным образом, - руководителям России. Кто знает, может, мы жили бы совсем в другой стране и чувствовали бы себя по-другому.

…В тягчайшие годы лагерной жизни А. Солженицын написал пять молитв. Одна из них начинается так:

«Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что надо делать завтра, Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты!»…

В 90-х уже не было «того народа»

«Великое горе ходит сначала в одеждах счастья» - так называлась одна из первых публицистических статей А.И. Солженицына, написанная в 2000 году, после его возвращения в Россию. В ней создавшуюся в России ситуацию он назвал разрывом культурного пространства, который разделил отцов и детей, столицу и провинцию. Утрату национального сознания и потерю нравственных ориентиров писатель обозначил как «мировоззренческий разрыв».

В России середины 90-х годов уже не было «…того народа, который был так доверчив и открыт письменному слову, да и слову устному, исходящему не от политика (тому на роду написано быть иллюзионистом), но от литератора. ...Между литературой и реальностью образовалась пауза, преодолеть которую оказалось выше сил».

Эти горькие выводы писатель сделал через несколько лет после возвращения с американской чужбины на Родину.

С того времени, когда в памятном 1994 году наша творческая телевизионная группа колесила за писателем по Ставрополью и Кубани (местам его детства и юности), пролетела четверть века. Но и сейчас для меня этот человек один из немногих, кто в течение всей жизни неустанно напоминал людям о духовности и нравственности.

Как о главном условии человеческого общежития; о единственном крепком фундаменте жизнеобеспечения общества и государства. Если цивилизация разрушает систему нравственных, духовных ценностей, она разрушает жизнь.

Увы, в России девяностых активно укоренялась бесчеловечная система индивидуализма и всевластия денег. Слова «совесть», «честь», «порядочность» стали почти «непечатными», а «творчество» было заменено на англизированный бездушный эквивалент - «креатив». Все это результат тотальной перестройки, бушевавшей в девяностых.

О рисках, связанных с разрушительной «эгоизацией» общества, Солженицын предупреждал нас. В провидческой работе «Как нам обустроить Россию. Посильные соображения», вышедшей в 1990 году, было едва ли не в точности сказано, что с нами будет, если…

Сама я читала эту статью в самолете на пути в Санкт-Петербург, который тогда был Ленинградом. На коленях у меня лежала то ли книжица, то ли журнал из газетных «восьмушек». И, сознаюсь, никак не могла взять в толк, кому и зачем нужны эти апокалиптические прогнозы про неизбежный распад СССР, про необходимость объединения славянских республик и т.д. и т.п. Да разве одна только я?...

Горбачёв пророка не понял и не принял

Работа «Как нам обустроить Россию» вышла фантастическим 27-миллионным тиражом.

«Публицистическое слово писателя… прозвучало со страниц «Литературной газеты» и «Комсомольской правды» в тревожные дни, когда в смятении и наши чувства, и мысли, и желания, – мы ищем, ищем выход из тупика», - говорилось в аннотации к дискуссии, развернувшейся на страницах «Литературной газеты».

Демократы-западники тогда объявили писателя националистом и шовинистом, а «патриоты» заподозрили в имперских амбициях…

Есть смысл задуматься, так кого же, какую силу имел в виду Александр Исаевич, когда задавался вопросом: «Как НАМ обустроить Россию?..». На кого хотел опереться? Первое предположение – власть. Речь-то шла о государственном строительстве.

Верховная власть в лице первого президента СССР М.С. Горбачева отреагировала на статью писателя, мягко говоря, своеобразно. Что-то вроде дискуссионного обмена мнениями произошло на сессии Верховного Совета СССР. Газета «Московский комсомолец» так описывала имевший место прецедент: признав Солженицына «все-таки несомненно великим человеком», Горбачев посоветовал ему не ходить по земле «с ножницами или с плугом» и «не пытаться разделить ее и размежевать».

Тут же президент и заявил, что ему «чужды политические взгляды Солженицына», потому что «…он весь в прошлом, а прошлая Россия, монархия – для меня это неприемлемо».

Одним словом, властные структуры, на серьезное отношение которых рассчитывал писатель, пренебрегли его предложениями. Не оправдались надежды и на, казалось бы, наиболее просвещенный, многочисленный в России класс – интеллигенцию.

«Все мы думали, что интеллигенция у нас есть и что с нею надо только посоветоваться. Но именно она-то и оказалась настолько растеряна, настолько подавлена, а потом настолько унижена, что прислушиваться к ней – значило бы погубить страну в одночасье» (Быков Д., 2000 г.).

Не надо жестокого раздела

Мы вырастали в большой стране СССР, где пятнадцать республик были равноправными частями единого целого. Немыслимым казалось, что в одночасье империя распадется на осколки самостоятельных государств. А Солженицын, находясь в заокеанском Вермонте, это уже предвидел и пытался предупредить о губительной для Родины угрозе.

«Жизненно важно успеть сохранить единство России, Украины, Белоруссии и русскоязычной части Казахстана на основе общих славянских корней, - предупреждал писатель. - Сегодня отделять Украину – значит резать через миллионы семей и людей…: какая перемесь населения; целые области с русским перевесом. «…» Братья! Не надо этого жестокого раздела!.. Мы вместе перестрадали советское время, вместе попали в этот котлован – вместе и выберемся».

В условиях пробудившихся к тому времени сепаратистских тенденций важность идеи сохранения славянской народной целостности тогда поняли немногие. И вот мы, сегодняшние, - живые свидетели (а кто-то и участник) того, как горькие плоды размежевания вырождаются в фашистский «майдан» и в жесточайший геноцид русского населения на Украине.

В своей работе по обустройству России А.И Солженицын предупреждал, что никакое национальное строительство, никакое «общее дело» народа невозможно без объединяющей (то есть подлинно национальной) идеи».

Солженицын знал, потому и ставил во главу угла именно этот – «самый главный, самый первый, исходный вопрос нашего обустройства», - писал В. Страда. Его не услышали. И – вот вам результат…

Многие ли знают, что в новой Конституции РФ, которая дала нам полную свободу, записано следующее: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Что же такого страшного содержит в себе понятие «ИДЕОЛОГИЯ»? В соответствии со словарями идеология - всего-навсего «система идей, представлений, понятий, выраженная в разных формах общественного сознания - философии, политике, праве, морали, искусстве, религии - и отражающая коренные интересы классов, социальных групп».

При социализме была «коммунистическая идеология», при капитализме (у капиталистов других стран) - «буржуазная». А у нынешней России идеологии нет. Значит, нет и основной идеи нашей общей жизни в нашей общей стране.

Во время перестройки западные «партнеры» заклеймили коммунизм как тоталитарную систему. Не под их ли чутким руководством (партнерством) создавался Основной документ нашей жизни?

Невольно приходит мысль, если Конституция государства российского не дает нам права определять, что мы теперь строим и какое будущее готовим своим детям, значит, это право взял на себя кто-то иной? И - если у страны нет национальной идеи, значит, нет и национальной политики?

А помните, как формулировалась национальная идея в понимании самого Солженицына? Это - «СБЕРЕЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО НАРОДА». Кто особо заботится о народе сегодня? Правительство с его проектом закона о повышении пенсионного возраста?! Сомнительно.

Ушли в расторговлю

В статье Солженицына подробно рассматривается целый пласт проблем, которые, по его мнению, следовало рассмотреть в первую очередь. Так, писатель предупреждал, что при разделе земли нужны строгие ограничения, чтобы она попала в руки к земледельцам, а не к спекулянтам.

Если же ее захватят крупные владельцы, это «сильно стеснит жизнь остальных». Сегодня мы можем со всей определенностью резюмировать: уже «стеснило», а сказать точнее – придушило.

Другая опасность частнособственнических отношений – образование монополий при появлении которых ни в коем случае нельзя было допустить «разгула» собственности и корысти, «разрушающих здоровье общества». Требовалось ограничивать разбухающие компании антимонопольным законодательством, «сильно укрупненными налогами».

«Банки нужны как оперативные центры финансовой жизни, и нельзя позволить им превращаться в ростовщические наросты».

Уже превратились. «Наше все» Анатолий Чубайс и сегодня не упустит случая хвастливо пощеголять главным в своей жизни «завоеванием»: «Это я создал олигархов!»

«Также в общем виде кажется ясным, что ценою нашего выхода из коммунизма не должна быть кабальная раздача иностранным капиталистам ни наших недр, ни поверхности нашей земли, ни, особенно, – лесов», – предупреждал Солженицын.

«Опаснейшей идеей» называл он попытки спасти слабую экономику через иностранный капитал.

«Он будет литься к нам тогда, когда обнаружит у нас для себя высокую прибыльность. Но не заманивать к нам западный капитал на условиях, льготных для него и унизительных для нас, только придите и володейте нами – этой расторговли потом не исправить, обратимся в колонию».

Как в воду глядел Александр Исаевич! В «расторговлю» ушли и леса, и недра, и пахотные земли. Да ладно бы еще - распродажа внутри страны. Сейчас, куда ни кинь: добыча нефти, никеля, золота и бриллиантов – везде след иностранных компаний.

Солженицын был уверен, Россия сможет избежать многих пороков западной цивилизации, если начнет строить демократию не по принципу «как у них», а постепенно, осознанно. «Власть всех» должна вырасти естественным образом, снизу.

«В с я провинция, в с е просторы Российского Союза вдобавок к сильному (и все растущему по весу) самоуправлению должны получить полную свободу хозяйственного и культурного дыхания».

«Должны», но не получили. Ни земли, ни свободы.

Кого избирать, как избирать

В подглавке «Всеобщее – тайное – избирательное» писатель подвергает критике сам принцип голосования при выборе властных структур. «Тайное голосование» облегчает «душевную непрямоту граждан». Кандидатов своих народ в основном не знает. Поэтому вступает в силу подкуп.

Сам автор ратует за двух-, трех- и четырехступенные выборы, когда за своих избранников, которых выборщики знают лично, голосуют по географическому принципу, от ступени к ступени: село, район, город…

Ложным он называет и принцип разделения властей. Законодательная, как правило, подчинена исполнительной власти (как любил повторять первый губернатор Ставрополья А. Черногоров: «Нет такой законодательной власти, которая не мечтала бы стать исполнительной»).

В подглавке «Партии» писатель замечает, что в самом смысле слова «партия» (от английского «party» – часть) заложено противоречие. Объединив какую-то часть людей, любая партия противостоит народу в целом.

В своей работе Солженицын предупреждал нас об ОСОБОЙ опасности протектората Запада, его бездумного копирования. Считал, что Россия – страна такая же, как многие другие; развивается по тем же мировым законам.

Но к стандартным рекомендациям по внедрению демократических реформ, по его мнению, было жизненно необходимо добавить учет специфики России как государства со своими особенностями: экономическими, политическими, социальными.

В девяностых годах мы очертя голову бросились в ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО, идеалы которого и сегодня усердно вбиваются в головы подрастающего поколения. Его разъедающие принципы наполняют нашу жизнь агрессией, жадностью, цинизмом, неумеренностью аппетитов.

Речь идет не только о материальном, «вещном», но и об информационном потребительстве. Разве в России есть федеральное отечественное (в смысле работающее на Отечество) телевидение? Программы – сплошь - кальки западных.

Губительные тенденции коснулись всех направлений отечественной культуры. По Солженицыну, именно это «расхлещает нашу душу в ничтожность».

Много лет назад наш великий земляк А. Солженицын пророчески предупредил, чем для нас может обернуться новая действительность. А мы отмахнулись.

«Я Солженицына не читал, но…» стало ироничной поговоркой. Так, может, все-таки прочтем? Благо, читать-то пока не разучились?!

Тамара ДРУЖИНИНА

ВАЖНО

Указом  президента  Владимира  Путина  2018-й  год  объявлен  в  России  Годом празднования  100-летия  со  дня  рождения Солженицына

В тексте указа говорится, что такое решение продиктовано «большим значением творчества Солженицына для отечественной культуры».

Центр подготовки – Дом русского зарубежья, который хранит огромные коллекции ценнейших раритетов: в музейном собрании – более 5 тысяч предметов.

Выставочное пространство будет расширяться дальше; уже ведется строительство Музея русского зарубежья, здания, площадью около 5 тысяч квадратных метров. Десятки мероприятий пройдут не только в России, но и за рубежом. Рукописи нобелевского лауреата будут показаны в Берлине, Лондоне, Париже.

Запланированы крупные мероприятия на Ставрополье. По решению Думы г. Кисловодска «Об увековечивании памяти Почетного гражданина города-курорта Кисловодска, лауреата Нобелевской премии писателя А.И. Солженицына» Центральной городской библиотеке присвоено имя А. И. Солженицына.

В Кисловодске на днях открылся памятник великому земляку (на снимке). В студенческих аудиториях и в школах края проходят научные конференции, «круглые столы», лекции, книжные выставки, посвященные творчеству А.И. Солженицына.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях