Поиск на сайте

 

Предприниматель из Кисловодска возрождает древнюю карачаевскую традицию

 

Войлочные ковры из натуральной овечьей шерсти – «кийизы» – начали изготовлять сотни лет назад. Это была сугубо национальная традиция многих мусульманских народов Северного Кавказа. Технология изготовления хранилась в строгом секрете и передавалась от бабушек к дочерям и внучкам из поколения в поколение.

Сегодня кийизы можно увидеть в национальном музее Карачаевска или на выставках, организованных редкими мастерами этого почти забытого искусства. Такими, например, как Амин Узденов. Четыре года назад этот успешный предприниматель из Кисловодска увлекся необычным творчеством – созданием нетканых ковров. Сегодня за его плечами – 15 выставок в Кисловодске, Ставрополе и Москве.
В XIX веке в карачаевских семьях валянием ковров занимались исключительно девочки. Они готовили себе приданое – кийизы. Вытянутыми войлочными коврами карачаевцы закрывали шкафы с одеждой, использовали как одеяло, подстилки на сундуки и кровати.
Иметь такое приданое считалось престижным, как, например, сегодня диплом о высшем образовании. Потому кийизы делали очень тщательно: под руководством искусной мастерицы красили шерсть и продумывали узор. Шерсть брали только осенней стрижки. Весь процесс был очень трудоемким, сложным и кропотливым: шерсть нужно было начесать, помыть, покрасить и лишь потом валять.
Любимыми цветами карачаевок были белый и черный. Но нередко шерсть подкрашивали корнями барбариса в оранжевый, мареной – в красный, дубом и ольхой – в глубокий черный. А позже начали использовать химические краски. Рисунок выкладывали только орнаментальный – в мусульманских традициях.
В работах Амина Узденова завитки и геометрические фигуры тоже занимают центральное место – видимо, потому, что только узорный орнамент способен в полной мере передать дух предков и дыханье старины Карачая. Вместе с тем, у Амина есть немало лиричных работ. В национальное ремесло кисловодский предприниматель внес новшество: вместо узоров выложил стилизованные пейзажи в нежных красках…
– Амин, откуда у вас такое необычное увлечение?
– Наверное, мною двигало желание возродить традицию, не дать предметам живого искусства превратиться в неприкосновенные музейные экспонаты. Захотелось самому испытать всю сложность ремесла, прочувствовать весь процесс создания кийиза. Жаль, что традиция изготовления кийизов сегодня во многом утрачена.
– Наверное, в вашей семье кто-то владел этим сложным ремеслом?
– Нет, к сожалению, в нашей семье секреты войлочного ремесла давно забыты. Правда, сохранился кийиз моей прапрабабушки – уникальная вещь, пережившая четыре поколения моих предков, видевшая их беды и радости – революцию, Отечественную войну и Победу, выселение и возвращение...
У меня за плечами – художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского университета. И как человек, близкий к творчеству, я очень неравнодушен к предметам старины, даже создал собственный музей, среди экспонатов которого – редкие предметы национального быта.
– А откуда вам стали известны секреты изготовления кийизов?
– Родственники помогли найти двух стареньких бабушек, которые еще помнили тонкости древнего войлочного искусства. А поскольку секреты мастерства хранятся для того, чтобы в конце-концов передать их молодым, бабушки на самом деле были рады поделиться своими уникальными знаниями...
Кстати, встречали вы когда-нибудь шапочки для бани из овечьей шерсти? Так вот, кийизы делаются по аналогичной технологии.
– А дома вы находите применение своим работам?
– Конечно. Мои кийизы украшают стены. Согревают и лечат детей. Да и сам я частенько ложусь на ковер, когда начинает ломить спину, – боль сразу отступает.

Светлана ФАТЬЯНОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях