За счёт городского имущества и ограбления граждан «хозяева» краевого центра развивают частный бизнес, набивая карманы
Все взрослое население страны помнит, как без объявления войны к нам пришел капитализм.
Переход от состояния «все вокруг советское, все вокруг мое» в другое состояние, в руки частника, был не стихийным: были написаны законы и выработаны правила, причем довольно разумные. При их соблюдении можно было как пополнить бюджет, так и найти «правильных» новых хозяев бывшим советским предприятиям, которые, прямо скажем, не отличались ни качеством услуг, ни их разнообразием.
Для того чтобы предприятие ушло из городского имущества в частные руки, надо было соблюсти порядок этого перехода: предприятие включалось в план приватизации, после чего деятельность предприятия приостанавливалась, проводилась инвентаризация движимого и недвижимого имущества, потом оно оценивалось независимыми оценщиками, приглашенные аудиторы проверяли достоверность учета и наличие долгов.
Потом предприятие выставлялось на конкурс, и оно могло быть выкуплено одним хозяином или вскладчину. В последнем случае возникало акционерное общество. В случае честного и открытого конкурса бюджет мог получать и значительно больше номинальной стоимости предприятия.
Дальше начиналась новая жизнь. Горожане помнят бывшие муниципальные аптеки, парикмахерские, столовые, магазинчики, которые обрели новых хозяев и зажили новой жизнью. С тех пор их обязанностью стало платить налоги городу, соблюдать права потребителя и требования Роспотребнадзора.
По большому счету, на этом их обязанности заканчивались: аптека не обязана была согласовывать распорядок работы и ассортимент товара с городом, парикмахерской не спускался план по выручке, а магазин вполне мог перепрофилироваться из «продмага» в бутик.
Были ли в этом процессе злоупотребления? Конечно, были. Наиболее лакомые кусочки чудесным образом достались в собственность или в выгодную аренду родственникам известных в городе людей, новоявленными бизнесменами иногда незаконно захватывались подвалы в многоэтажных домах и т.д.
Но при всех этих минусах худо-бедно заработали механизмы конкуренции, стало невыгодным хамить покупателям, кормить невкусной едой и впаривать некачественные услуги – можно было быстро вылететь с рынка.
Те же самые механизмы законодатель планировал запустить и в сфере ЖКХ: имущество бывших домоуправлений точно так же должно было быть оценено и выкуплено новыми хозяевами, которые на правах управляющих компаний начали бы конкурировать между собой.
Работающие плохо вылетали бы с рынка, а к порядочным и добросовестным переходили бы под управление все новые и новые дома. Все, казалось бы, просто и разумно.
Беда этой отрасли, на мой взгляд, оказалась именно в том, что она приносит стабильный и все возрастающий доход. В мире капитализма вообще мало стабильности: в сельском хозяйстве все зависит от погоды, в промышленности огромные проблемы создает трудолюбивый Китай, а магазинчик быстро разоряется с приходом в этот район крупных сетевиков.
И только «дойная корова» ЖКХ не только доится круглый год, но и постоянно повышает «надои» за счет повышения тарифов. Могли ли чиновники упустить такой неиссякаемый источник в чужие руки, особенно учитывая, что и тарифами-то рулят они сами? Но в стремлении доить эту «корову» ставропольские чиновники потеряли все берега.
Им никто не указ: ни президент, постоянно призывающий местные власти прекратить издеваться над народом в жилищно-коммунальной сфере, ни генпрокурор Юрий Чайка, возмущающийся тем, что прокуратура завалена горами жалоб жителей Ставропольского края. Но кус слишком сладок – и власть челюстей не разжимает.
В умении писать красивые слова и произносить красивые речи никто не может сравниться с чиновником. Знаменитый древнеримский оратор Цицерон протер дырки в своем гробу, ворочаясь от зависти.
За 10 лет с момента введения Жилищного кодекса городские и краевые власти преуспели в искусстве выражать лицемерную озабоченность состоянием ЖКХ-отрасли и рисовать новые планы по наведению порядка. Но есть еще такая упрямая вещь, как факты. Взглянем на них поближе.
Беспристрастный регистратор сделок с юридическими лицами называет все предприятия жилищно-коммунальной сферы, соучредителем которых выступает городской комитет по имуществу (КУМИ), то есть горадминистрация Ставрополя. Итак, это:
Этот список поражает не только широтой охвата. Так и представляешь себе, как в мэрии собирался «штаб» и на карте города лучшие люди города рисовали стрелки: что еще захватить и какой район «обложить данью».
Большинство перечисленных предприятий открыто названы частными предприятиями, то есть это ООО и ОАО. Почему КУМИ активно вливал в частные бизнесы городское имущество - догадаться нетрудно, учитывая, что в доходной части бюджета суммы доходов от соучастия в частных бизнесах приходится рассматривать с микроскопом.
Часть новообразований КУМИ имеют аббревиатуру «МУП», что для населения привычно означает: муниципальное унитарное предприятие - то есть не частная лавочка, а государственная структура, которой народ верит все-таки побольше. Но ведь с введением Жилищного кодекса все МУПы должны были быть реорганизованы в УК. Так почему же в приведенном выше списке они продолжают значиться до сих пор? Оказалось, что это подленькая хитрость КУМИ, рассчитанная на то, чтобы горожане поверили, что их обслуживает муниципальная структура. А в действительности эта аббревиатура расшифровывается как «межотраслевое управляющее предприятие», но это тоже коммерческий бизнес под крышей КУМИ, руководства города.
Умудрились исхитриться и с идеей СРО – САМОрегулируемых организаций. Если СРО создается «деткой» КУМИ, то о каком «САМОрегулировании» может идти речь?! Короче, чиновники все потащили под себя.
Для меня также остается загадкой самостоятельное участие городского комитета по имуществу в формировании уставных фондов коммерческих предприятий: Гражданский кодекс вообще не предусматривает такой организационно-правовой формы, как «комитет». Я пыталась прояснить этот вопрос у опытных юристов, но все как один твердят: это не-за-кон-но!
И все это беззаконие, все это бесстыдство происходит на глазах руководства края, полиции, следственного комитета, прокуратуры, налоговиков, антимонопольщиков, Счетной палаты и прочих контролирующих органов.
Боже ты мой, да остались ли в нашей жизни какие-то государственные барьеры для обуздания ворья?!
Не знаю, какие у читателей возникли мысли по этому поводу, лично мне этот список напоминает действия хищника, который мочой метит окружающую территорию, клацая зубами и не допуская сюда никого, особенно учитывая то, что никаких следов открытых конкурсов мне отыскать не удалось.
В этом списке немало тайн. Например, у ряда предприятий КУМИ самостоятельно выступал как соучредитель. А некоторые почему-то создавались через «прокладку» любимого детища чиновников - СГРЦ, в отношении гендиректора которого г-жи Фоминой расследуется уголовное дело. Точнее, оно возбуждено, насчет расследования пока никто особо не торопится.
Тихушно, без публичной огласки краевым правительством с участием Ольги Силюковой (тогда еще замминистра) в прошлом году был создан краевой региональный центр по образу и подобию Ставропольского расчетного центра, поднаторевшего на махинациях с обсчетом, приписками, выдуманными «долгами» горожан по коммунальным услугам.
Именно СГРЦ, которым лихо управляет Фомина, приятельствующая с ней Силюкова назвала идеальной структурой, что и дало экспертам «Открытой» предупредить: «Зараза коммунального мошенничества расползается по краю» (см. №25 от 2 июля 2014 г.).
Можно предположить, что Региональный расчетный центр, охватывающий край, создается как резервный «общак» на случай, если городской расчетный центр прикроют правоохранители, как это происходит сейчас в стране. Вот тут-то и перехватит воровскую эстафету другой «центр» - незапятнанный, чтобы выйти с ним на новые рынки.
Нашлось в этом увлекательном списке и созданное при участии КУМИ товарищество собственников жилья (ТСЖ)(!) с говорящим названием «Привилегия».
Долго я не верила глазам, читая, что горадминистрация (КУМИ) создала ООО «УК Северо-Запад» в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Миргородская, 10А, строение 13Н. Эта УК на сайте Ставрополя не значится в списке действующих, но зато сама является учредителем саморегулируемой организации «СРО Северо-Кавказских предприятий ЖКХ».
Если у кого-то из читателей будут мысли и свои догадки по поводу того, что всё это может означать, какая здесь подоплека, то прошу написать в комментариях. А то у меня в голове крутится только одно слово - «афера».
Самое поразительное то, что наиболее грандиозная афера не только не происходила тайно, но и воспевалась в подотчетной мэрии прессе. Описанный выше порядок конкурсной приватизации не допускал «междусобойных» сделок и губительной монополизации отрасли. Тем не менее на страницах муниципальной «Вечерки» от 21 января 2011 года мы читаем:
«Согласно документам, подписанным 11 января 2011 года, партнерскую поддержку ОАО «Сити-Сервис» получат ставропольские компании, обслуживающие более 2 миллионов квадратных метров жилья.
Выбор партнера, сделанный управляющими компаниями Ставрополя в пользу ОАО «Сити-Сервис», — это глубоко продуманный шаг на пути к совершенствованию услуг в области жилищно-коммунального хозяйства. В рыночных отношениях компания «Сити-Сервис» придерживается политики прозрачности ведения бизнеса, проявления деловой порядочности и неизменного сохранения высоких стандартов качества своей работы».
«Цель работы компании - сделать эксплуатацию жилого фонда эффективной и максимально продолжительной, — говорит директор ООО «Управляющая компания №3» Андрей Колесняк. - И взаимодействие с таким партнером, как «Сити-Сервис», позволит с использованием их опыта и технологий улучшить качество, расширить ассортимент дополнительных услуг».
Загадочные договоры с «Сити-Сервисом» называются инвестиционными. И это всё, что мы про них знаем. Подписаны они, как следует из текста, с директорами управляющих компаний.
Проблема в том, что управляющие компании должны работать по поручениям и в интересах собственников жилья, но в данном случае для горожан эта сделка вплоть до сегодняшнего дня остается полной загадкой.
Что, сколько и на каких условиях получил «Сити-Сервис» в обмен на свое «партнерство» и «инновации»? Что такое вообще «инновации» при обслуживании дома? Роботы-дворники? Нано-сантехники?
Думается, все обстоит проще: учитывая, что в статье вскользь говорится о «приобретении» компанией предприятий ЖКХ в России», то, сдается мне, активы были тупо проданы «Сити-Сервису» (в дальнейшем они перешли его санкт-петербургской «дочке» - «Проминтеру», что дела совершенно не меняет). Цена сделки, которую, как говорят, придумал и реализовал через «свои» управляющие компании глава Промышленного района, разумеется, остается тайной. Тайной, горадминистрацией особо охраняемой, которую давно обязаны были взломать правоохранители и прокуратура.
То, что директора большинства управляющих компаний города в один день и без ведома горожан решили срочно продаться неизвестной в городе компании из недружественной Латвии, говорит об одном из двух: либо их накрыло массовое помешательство после новогодних застолий, либо их строем построили в мэрии и погнали подписывать, перед этим либо чем-то припугнув, либо, наоборот, пообещав золотые горы.
Хорошо, если перед этим прочесть дали, и то не факт. Читатель пусть сам решает, какая версия ему кажется наиболее вероятной. Думаю, что вот для этого КУМИ и лез в учредители чуть ли всех УК в городе, чтобы по свистку всех строить.
Но на этот раз сделка была настолько наглой, что даже антимонопольный комитет очнулся от привычной спячки и выразил протест по поводу монополизации рынка. В мэрии, думаю, долго смеялись.
Я не пойму одного: выступая учредителем, КУМИ вкладывал в уставные фонды УК и СГРЦ какое-то городское имущество. Разве за эффективностью его использования не должна следить Контрольно-счетная палата?
В открытых источниках есть, например, информация, что СГРЦ было отписано с барского плеча 11 городских помещений, которые оценены в смешные 2,5 миллиона рублей. А в виде дивидендов город получает от СГРЦ сущие копейки. Разве такие сделки не повод для проверки?
А продажа почти всех УК города «Сити-Сервису»? Ведь в их уставный фонд через участие КУМИ было вложено имущество города, и оно спокойно уходит под чужую юрисдикцию. Это как понимать?! По-моему, расценивать надо как предательство интересов родного города и его жителей.
В декабрьском номере «Открытой» я описывала найденный в «Консультанте» феерический документ - акт проверки одной из УК - дочек СГРЦ (ЖЭУ №9).
Снимаю шляпу под неизвестным мне чиновником, который (в кои-то веки!) назвал вещи своими именами: учет никакой не ведется, собрания не проводились, за аренду помещения и земли УК не платит, деньги собственников (софинансирование программ по счетчикам) в кассу не оприходованы, объемы по капремонтам проверить невозможно, так как нет документации, суммы по всем муниципальным заказам завышены.
Не лишенный остроумия проверяющий написал, что единственная услуга, которая оказывалась этой УК, – это услуга по сбору денег.
Есть ли у нас основания полагать, что остальные «дочки» работали как-то иначе? Во всяком случае, актов проверок остальных найти не удалось, да и эту-то проверку, похоже, спустили на тормозах вместо возбуждения «букета» уголовных дел.
Каждое из перечисленных выше «недостатков» в работе этой УК связано с прилипанием денег к нечистым рукам. И всё сходит с этих нечистых рук! Вот вам и все «инновации» на поле чудес дочек КУМИ и СГРЦ. Но эта проверка опять же не Контрольно-счетной палаты.
В Счетной палате читают «Открытую», я даже нашла размещенную на их сайте свою статью про еще одних беспредельщиков от ЖКХ – ассоциацию ТСЖ «Партнер». Со страниц газеты обращаюсь к ее руководителю: не могли бы вы прояснить свою позицию? Газета всегда готова предоставить вам свою площадь.
20 января по ставропольскому радио выступала новый министр ЖКХ Ольга Силюкова. Я думаю, с развитием нанотехнологий изобретатели должны научить радио краснеть, когда чиновники лгут. На её фразе «Не люди для нас, а мы для людей» приемник, наверное, начал бы плавиться.
В трактовке нового министра конкуренция в сфере ЖКХ не сложилась, так как «граждане инертны», а вовсе не потому, что городские власти командуют отраслью, как своим огородом. В своих статьях я выкладывала не только примеры судов, где собственники коллективными исками пытались вырваться из «объятий» дочек КУМИ, не только описывала технологию подметных писем с «указявками» из мэрии старшим по домам, какую следует «выбрать» управляющую организацию, я даже видео выкладывала!
«Инертные» собственники возмущаются поведением пришедшего на собрание собственников чиновника мэрии Попова, лоббирующего «свою» управляющую компанию. Он прямо говорит людям, что его прислал Джатдоев и «неуправляемым» УК все равно в городе работать не дадут.
Что творят «управляемые» - я выше уже описала. Уголовный кодекс по ним плачет.
Допустим, чиновница не изучает судебную практику, не читает «Открытую» газету, не просматривает городской форум с целыми простынями жалоб на бардак в ЖКХ. Но куда деваются центнеры писем граждан с жалобами? Неужели министерство разводит из этих писем костер и весело прыгает через него? А иначе как можно так извратить ситуацию?
Еще интереснее дальше. Чиновница, только что сетуя на несостоявшуюся конкуренцию, в то же время говорит о том, что министерство собирается просчитывать единые нормативы для всех УК и заключать межотраслевое соглашение, чтобы подогнать всех под единый стандарт.
Вот так конкуренция «свободного бизнеса»! Хорошо, что они парикмахерские себе не оставили, а то бы заставили всем челочки стричь одинаково. Или в кафешках одинаковый борщ варить.
Чиновница в своей речи открыто говорит о том, что они и не собираются выпускать из-под своего плотного контроля бизнес, который должен руководствоваться ТОЛЬКО законом, своим уставом и пожеланиями собственников.
«Открытая» в прошлом номере уже подробно рассказала про боевое прошлое этой чиновницы, читателям и так уже все ясно, я просто не смогла не добавить «штрихи к портрету».
Силюкова сказала в своем выступлении, что она «по жизни отличница» и все, за что берется, доведет до конца. Не знаю, как вам, а мне стало страшно. Сейчас она взялась за всю отрасль – ведь доведет же до конца!
Добавить комментарий