Поиск на сайте

 

 

Валентина Пономарева считает, что проникновенно исполнять романсы может только влюбленная женщина

 

На днях в Ставрополе дала великолепный и впечатляющий концерт известнейшая исполнительница романсов Валентина Пономарева. «Королева романса», «цыганка с русской душой», как называют ее в нашей стране. Именно ее голос звучал в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Под ее фонограмму пела перед гостями «бесприданница» Лариса Гузеева. Эти романсы после выхода фильма знала вся страна. Фильм был безумно популярным в СССР, а пластинка была продана рекордным тиражом более 2 000 000 экземпляров по всей стране.
Несмотря на то что артистка уже больше сорока лет колесит с гастролями по России, в Ставрополь она приехала впервые. И была просто поражена тем, насколько воспитанна и интеллигентна ставропольская публика. Пришедшие на концерт зрители с восхищением слушали каждое слово, каждую песню артистки, а пела Пономарева волшебно.
Ставропольцам «королева романса» представила свою сольную программу «А напоследок я скажу». Валентине Дмитриевне очень понравился наш край, а особое впечатление произвел невинномысский вокзал, на который она приехала на поезде из Москвы. «Когда я увидела в окно Невиночку (так ласково проводница назвала эту станцию), то перрон был погружен в густой туман и мне сразу же вспомнился красивейший романс «Утро туманное», я даже запела его», - делилась впечатлениями со зрителями Пономарева.
Всем дарителям цветов артистка в ответ дарила свои пластинки. Это был необычный концерт, после громыхающей эстрады, заполонившей всё и вся, выступление Пономаревой как сеанс психотерапевта, исцеляющий души измотанных, вечно спешащих людей.
Несмотря на свой достаточно солидный возраст (певице давно за шестьдесят), Пономарева выглядела просто великолепно: хрупкая, изящная, пластичная, в красивых вечерних концертных платьях. Публика была в восхищении и в финале аплодировала Пономаревой стоя.
После концерта «королева романса» побеседовала с корреспондентом «Открытой».
 
- Валентина Дмитриевна, правда, что романсы вы стали исполнять уже в зрелом возрасте, а в молодом увлекались джазом?

- Абсолютная правда. Джаз - моя первая любовь. Раньше я была настоящей рокершей. Много лет назад мой джазовый альбом «Предсказательница» вошел в десятку лучших альбомов мира. Когда-то советский журнал «Джаз» назвал меня лучшей певицей года. Я могла слушать эту музыку бесконечно.
- Говорят, что в ваших жилах течет цыганская кровь, поэтому вам удается столь проникновенно исполнять романсы...
- И это абсолютная правда. Я училась петь и танцевать у своей бабушки, у теток, сестер, которые зарабатывали этим на кусок хлеба. Ведь у цыган семью всегда кормят женщины...
Наш цыганский род Пономаревых-Эрденко известен своими музыкальными традициями еще с дореволюционных времен. Папа у меня скрипач, мама пианистка, а мой двоюродный прадед Михаил Эрденко был всемирно известным цыганом-скрипачом, профессором Московской консерватории. Он гастролировал по всей Европе. Так что, сами понимаете, в какой обстановке я росла. Первыми звуками, погрузившими меня в мир музыки, были звуки фортепиано и скрипки. Я даже не знаю, что я научилась делать раньше – петь или говорить. Наверное, сначала петь (смеется). Мама занималась со мной сольфеджио с младых ногтей. Находясь в среде многочисленной цыганской родни, я зачарованно слушала романсы, зажигательные цыганские песни.
У нас в семье была традиция – проводить так называемые домашние праздники. Вся семья собиралась в гостях за большим столом, к нам приходила многочисленная родня и каждый из присутствующих готовил какой-нибудь музыкальный номер. Я эти вечера просто обожала и всегда принимала участие в домашних праздниках.
- Вы, насколько я знаю, дебютировали именно в роли цыганки на сцене?
- Впервые на сцену я вышла в Хабаровском драмтеатре. Окончила институт искусств и вместо того, чтобы продолжить образование в консерватории, пошла работать в драматический театр. Меня сразу же утвердили на роль цыганки Машеньки в спектакле «Живой труп» по Льву Толстому. В этой постановке я впервые исполнила романсы для широкой публики.
Вот так: училась классическому пению, мечтала о джазе, а дебютировала в театре в драматической роли, да еще и пела цыганские песни.
- Потом вы посвятили цыганской песне десять лет свой жизни...
- Да, я переехала в Москву и стала солисткой Московского цыганского театра «Ромэн», потом создала трио с одноименным названием, в котором проработала десять лет. Наш коллектив имел ошеломляющий успех в стране.
И вот на пике своей «цыганской популярности» я получила предложение от композитора Андрея Петрова спеть за кадром несколько романсов к фильму Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Накануне выхода фильма я встретила долгожданного спутника жизни - своего мужа Константина. Может быть, поэтому мой голос звучал в фильме с такой страстностью и глубиной чувства, которые способна ощутить и передать только влюбленная женщина.
Я пришла к романсу не случайно, их пела моя бабушка, мои тетки - прекрасные исполнительницы цыганских романсов.
- Говорят, что романс создан для зрелой души, которая не только что-то приобрела, но и потеряла. Это так? 
- Да, это жанр для тех, кто знал взлеты и падения. Исполнение романса требует духовного и жизненного багажа, опытности, зрелости. Кстати, до фильма «Жестокий романс» я и не думала петь романсы, посвящать им свою карьеру. Но успех был таким оглушительным...
Я считаю, что зрители заставили меня обратиться к этому жанру, и сделать выбор мне было несложно. Душа моя всегда пела романсы. В юности мне это пение казалось скучным, тогда я больше реагировала на ритм в музыке, поэтому и пела джаз.
- Сейчас нашу эстраду просто заполонили «звезды-однодневки». Вполне возможно, что романс люди скоро вообще забудут, сочтут устаревшим жанром...
- Что вы! Я думаю, что романсы будут жить еще долго-долго! На мой взгляд, жанр романса – это искусство самого что ни на есть сегодняшнего дня. Посмотрите, сколько молодых людей сидели в зрительном зале, и это не только в Ставрополе. В каждом городе я вижу на своих концертах молодежь. Ведь в основе романса всегда лежит история любви.
Кстати, я даже выпустила диск с записями романсов, которые сочинили обычные люди, мои поклонники. После рязановского фильма я стала получать горы писем со стихами и нотами. Отобрав лучшие, я выпустила пластинку «Романсы моих друзей».
- Я знаю, что раньше с вами на гастроли ездил ваш сын, а в Ставрополе мы его не увидели...
- Раньше я действительно брала его на гастроли. Сергей прекрасно играет на скрипке. Он аккомпанировал мне, когда я исполняла цыганские романсы, их ведь под гитару не споешь, обязательно должна присутствовать скрипка. Но сейчас мой сын со своей семьей достаточно далеко от меня - он и внуки живут в Шотландии, Василию уже 17 лет, Анне - семь.
Иногда мне бывает очень горько за себя, когда я вижу счастливых бабушек. В такие моменты хочется все бросить и начать жить жизнью обычной женщины, заниматься хозяйством и внуками. Утешает то, что все в нашем роду связаны с музыкой. Иного просто быть не может. Мой отец, брат, сын - все музыканты. И это уже судьба, от которой не уйдешь.
 

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий