Поиск на сайте

Несмотря на уже имеющиеся мощные «поворотные» механизмы поддержки ставропольского предпринимательства, краевые депутаты продолжают оттачивать инвестиционную политику региона

 
Пять лет свободы
 

Весьма жарким выдалось заседание комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности краевой думы под председательством Тимофея Богданова. Оно и понятно: вопросы в повестке дня стояли не проходные, от того, куда устремится вектор инвестиционного законодательства, зависеть будет состояние краевой экономики в целом.

И тут, как оказалось, важно не только не поскупиться на меры господдержки, но и не перестараться с преференциями, которые бизнесу, конечно, принесут дополнительные дивиденды. А вот что получит краевая казна - в этом надо разбираться и проверять.

Начали с обсуждения поправок в краевое законодательство, которыми предусмотрены льготы для участников консолидированной группы налогоплательщиков - резидентов зон муниципального развития, а также региональных индустриальных и туристско-рекреационных парков.

Стоит напомнить, что принятие думой летом прошлого года краевого закона о зонах муниципального развития было нацелено на то, чтобы за счет расширения активной хозяйственной деятельности и развития новых точек экономического роста преодолеть депрессивный характер экономики ряда районов, и в первую очередь в восточной зоне.

Как пояснил замминистра экономики Александр Долин, льготы касаются только тех предприятий, которые входят в консолидированную группу налогоплательщиков, - им законопроект обещает освобождение от налога на имущество в течение пяти лет в рамках инвестиционной деятельности. В случае вынужденного простоя предприятия ему предоставляется возможность отнести убытки на новый налоговый период. Кроме того, на консолидированных налогоплательщиков не распространяются новые налоговые ставки, регулируемые на территории края.

Что важно, принятие закона не требует дополнительных средств из бюджета. Новшество позволит повысить инвестиционную привлекательность края,  а также добиться выпуска конкурентоспособной продукции, убеждены в минэкономразвития.

 
Поддержка – ради чего?!
 

Несмотря на то, что законопроект прошел одобрение в комитете по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике, у депутатов возникло немало сомнений в его полезности для края.

Тон дискуссии задал Валерий Черницов. По убеждению депутата, где нет льгот, там нет и развития. К тому же краю, если закон будет принят, не грозят выпадающие доходы. Вопрос в том, что получит казна?

 Работу нового льготного механизма проиллюстрировал Александр Долин. Так, если доля буденновского завода «Ставрополен» в общей прибыли «Лукойла» составляет 1,83%, то после принятия закона эта цифра должна удвоиться. И это по одному лишь из крупных региональных инвесторов.

Однако депутат Николай Мурашко предположил, что в этой попытке провести через думу законопроект усматривается лоббирование интересов «Ставролена», кроме которого в крае никто пока не входит в группу консолидированных налогоплательщиков. В свою очередь Александр Долин, основной докладчик по законопроекту, категорически отверг всякую возможность правительства лоббировать чьи-либо бизнес-интересы. По его словам, исполнительная власть исходит исключительно из того, что край должен сделать все возможное, чтобы компания в своей инвестиционной деятельности не прошла мимо Ставрополья.

Как известно, сотрудничество между «Лукойлом» и правительством края предполагает развитие на территории Буденновска регионального индустриального парка. На площадке завода «Ставролен» планируется переработка газа из месторождений северного Каспия в объеме 6 млрд. кубометров в год. Первые поставки сырья должны начаться уже в следующем году.

Реализация проекта позволит значительно нарастить производственные мощности предприятия по выпуску полиэтилена и полипропилена. Сейчас компания тянет ветку для поставки газа, но ей ничто не мешает развернуть ее в сторону Волгограда, где для переработки сырья имеются все необходимые мощности.

Короче, край, пояснил Долин, должен заинтересовать инвестора, и обсуждаемый законопроект с этой задачей может справиться как нельзя лучше. А чтобы депутатам не казалось, что правительство печется исключительно о «Ставролене», заверил, что кроме него в консолидированную группу налогоплательщиков в ближайшем времени может вступить невинномысский «Азот» и ряд других известных предприятий.

Однако просьба депутата Сергея Сауткина к представителям минэкономразвития оценить эффект от принятия закона, скажем, в ближайшие лет пять осталась безответной. Об этом, убеждены в министерстве, говорить пока рано.

Как закон начнет работать, его преференциями захотят воспользоваться многие другие, - вот тогда, мол, и появится возможность оценить коэффициент его полезного действия.

И все же депутаты продолжали «дожимать»: смущает, что исполнительная власть так усердно заботится о новых инвесторах, практическая польза от которых пока совершенно неясна, тогда как уже действующие инвесторы, ввязавшиеся в «бой», то есть арендовавшие земельные участки и набравшие кредитов, остро нуждаются в поддержке «здесь и сейчас»…

 
Промышленность – наша кормилица
 

Слово предоставили главному государственному инспектору отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Ставропольскому краю Светлане Гладких как человеку, владеющему ситуацией изнутри.

И тут выяснилась одна немаловажная деталь: в крае до сих пор строго не определено, кого называть инвестором и что вообще считать инвестициями. Свою позицию Светлана Гладких озвучила и по «Ставролену».

По ее сведениям, казна от работы предприятия получает весьма скромные суммы. Сегодня компания ведет большую стройку, но и тут особых надежд питать не стоит: в ближайшие лет двадцать сколь-нибудь серьезных поступлений от налога на прибыль ждать не стоит. А подступиться к бухгалтерии предприятия местным налоговым органам не дают, поскольку на учете завод числится в Москве.

Край дает предприятиям немалые льготы, но информацией об отдаче этих преференций владеет не всегда. Вместе с тем разбираться следовало бы индивидуально по каждому налогоплательщику, в том числе потенциальному.

Скажем, в Шпаковском районе в свое время было начато грандиозное строительство автосборочного предприятия мощностью 100 тысяч легковых автомобилей в год с объемом инвестиций в 9,6 млрд. рублей.

Но когда проект будет доведен до конца, какие поступления в бюджет от его работы планируется получить, в крае не знают. И пример этот не единичен.

Поддержал Светлану Гладких присутствующий на заседании комитета спикер краевой думы Юрий Белый, а также Тимофей Богданов. Они заметили, что критику со стороны налоговых органов слышать в этом зале едва ли кому приятно, но к ней, несомненно, необходимо прислушаться.

 
Не торговать, а производить
 

Вторым вопросом в повестке было обсуждение развития в крае малого и среднего бизнеса. Общую картину состояния дел представила замминистра экономического развития Людмила Хохрякова.

Так, по данным за прошлый год, в крае зарегистрировано 109 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, две трети из них приходится на самозанятость. Если в 2013 году в объеме ВРП доля малого и среднего бизнеса составляла 32,8%, то в прошлом - 33,3%. Прирост, может быть, и не столь заметный, однако и он в нынешних условиях важен.

Повод для беспокойства депутаты увидели в том, что 51% всего малого и среднего бизнеса края занимается торговлей, а на обработку и переработку приходится всего 12%. Как поменять эту пропорцию, возможно ли это вообще сделать?

Оказывается, возможно, и наиболее вероятный путь к этому - наращивать поддержку предпринимательства с упором на производство.

Всего в крае сегодня действует около 16 механизмов поддержки малого и среднего бизнеса, которые год от года меняются и совершенствуются. Особого внимания заслуживает работа фонда микрофинансирования. Базовая ставка микрокредита составляет 10%, для восточной зоны края - 9%, а для индивидуальных предпринимателей - 5%.

В прошлом году в крае было выдано 614 микрозаймов (кредитный портфель организации достиг 280 млн. рублей), что на 15% больше, чем в 2013 году. Сумма невозврата составляет всего 2,2%, что, считают депутаты, вполне не критично.

Сумма займа составляет один миллион рублей, выдается он сроком на три года. Не исключено, что в ближайшем времени сумму кредита поднимут до 3 млн. рублей, но этот вопрос находится в компетенции федерального центра.

Фонд продолжает развиваться, не так давно открыв свои подразделения в Ипатово и Минеральных Водах, увеличив их число до семи.  

Не менее популярен в бизнес-среде и фонд поддержки предпринимательства. Сотрудничество с ним позволяет снизить залог перед банком на 70%, а также увеличить сумму займа. 

За три года фонд оказал поддержку около 400 предпринимателям, поспособствовав в выдаче кредитов на общую сумму 8 млрд. рублей.

В этом году руководство фонда планирует сохранить ставки по уже выданным кредитам, а также проработать вопрос с банками-партнерами о снижении ставок на будущее.

 
Глав проиндексируют
 

Большую роль в поддержке бизнеса должен сыграть законопроект о налоговых каникулах для начинающих предпринимателей, который предстоит еще рассмотреть. После принятия закона налоговая ставка для вновь открывших свое дело предпринимателей будет равна нулю на протяжении двух лет с момента регистрации. Льготы предоставят тем, кто зарегистрируется до января 2017 года.

Льгота будет распространяться на предпринимателей, занятых в производственной, социальной и научной сферах, работающих по упрощенной и патентной системам налогообложения.

В эту категорию входит аграрный сектор, производство одежды и обуви, медикаментов, а также научные исследования и разработки, образование, здравоохранение, спорт, культура. На сферу торговли налоговые каникулы не распространяются.

Если закон принесет свои плоды, депутаты не исключают, что срок его действия будет продлен.

Депутаты оценили старания правительства в области развития малого и среднего бизнеса, однако предпочли все же отталкиваться от проблем. И одна из главных - рост числа внеплановых проверок. Вопрос этот давний, но решать его договорились с участием контролирующих структур и прокуратуры.

Комитет поддержал инициативу минэкономики с этого года приступить к составлению рейтинга глав администраций муниципальных районов по системе KPI (Key Performance Indicators - ключевые показатели эффективности).

Система имеет много общего с обычным плановым подходом, однако с одним существенным отличием: показатели работы отдельного человека привязаны к общим показателям эффективности всей структуры, в нашем случае - районной администрации.

Цель системы - сделать так, чтобы действия каждого сотрудника не тормозили работу других специалистов.

Список критериев при составлении KPI пока отрабатывается, и депутаты выказали свою готовность в этом деле активно поучаствовать. Тимофей Богданов, например, предложил использовать такие критерии, как число жалоб на главу администрации и число реализованных инвестиционных проектов на территории. До конца года такая система должна заработать.

Главное, на чем настояли депутаты, - система должна быть открытой, чтобы люди знали, какой индекс деловой активности имеет их главный районный начальник.

 
Афанасий КРЖИЖАНОВСКИЙ
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях