Поиск на сайте

Свой первый спектакль представил в Ставрополе молодёжный синтетический театр «В.А.М.П.»

Синтетический театр, открытый популярной молодежной организацией Offbeats «Вне шаблона»), объединил творческих инициативных ребят. «Жестокий урок» стал их первым театральным опытом.

Режиссером-постановщиком спектакля выступила 19-летняя Мария Миронова, она же является руководителем театра. Вообще-то девушка учится на факультете молекулярной биологии в СКФУ, но любовь к театральной сцене не отпускает ее со школьных лет. Мария занималась в театральной студии ДДТ, потом - в театре при галерее Паршина и в театре на Гагарина.

«В какой-то момент я поняла, что мне нравится репетировать, вживаться в новые роли, раскрывать характеры, мотивы, чувства героев, искать мельчайшие детали, которые помогут создать на сцене многогранный, психологически убедительный образ человека, в частности моего сверстника. Переживать все раз за разом, испытывать эйфорию после премьеры, когда ты, с одной стороны, «выпотрошен» ролью, а с другой - чувствуешь, как тебя вместе с аплодисментами накрывает волна эмоций и признательности зала», - делится Маша.

Девушка признается, что, когда директор молодежного центра «Пионер» Валентин Работенко предложил ей создать театральное объединение вместе с командой Offbeats, было страшно начинать, но после поддержки родных и друзей, сказавших: «Дерзай!», она решилась. И первый блин, вопреки известному выражению, получился отнюдь не комом.

Выбирая пьесу для работы, Мария искала что-то, «что заденет именно новое  поколение». «Понимаете, пьесы, которые не шокируют, молодежи редко нравятся. Они тусклы, не динамичны, мы же хотим экшена - активного, быстрого действа, - объясняет она. - В итоге мы остановились на «Жестоком уроке» современного писателя Валентина  Красногорова, чье имя хорошо известно любителям театра в России и за рубежом.

Над его постановками работали выдающиеся режиссеры Георгий Товстоногов, Лев Додин, Роман Виктюк и одновременно многие молодежные любительские театры.

Сначала нас зацепило название произведения - «Жестокий урок», а после прочтения стало ясно: эта пьеса - просто находка! Она побуждает к размышлениям, при этом с первых до последних минут держит в напряжении, не отпускает и, главное, позволяет зрителю чувствовать себя в гуще событий, словно он сам находится внутри действия».

Валентин Самуилович дал молодому режиссеру добро на постановку, и работа закипела.

Маленькая труппа трудилась над проектом несколько месяцев: ребята репетировали, выстраивали звук, свет, своими руками делали декорации - их, по задумке режиссера, выполнили в красно-бело-черной цветовой палитре. Их всего четверо - студенты и выпускники ставропольских вузов Мария Миронова, Петр Янченко, Анастасия Капкова и Андрей Иванов. В пятничный вечер на сцене молодежного центра «Пионер» они показали  настоящий психологический триллер.

Артисты называют свой театр синтетическим, поскольку он объединяет на сцене театральное искусство и самые разные культуры - музыкальные, танцевальные, даже спортивные. Вот и «Жестокий урок» начался необычно - с «живого» рэпа и уличных танцев, которые сразу погрузили публику в неформальную молодежную атмосферу. (Любопытно, что сцены танцев, использованных в спектакле, Марии приснились. И вместе с хореографом Offbeats show team они воплотили сон в реальность.)

Итак, действие происходит в наши дни, в обычной вузовской аудитории. Герои пьесы - профессор психологии, его ассистентка и двое студентов - проводят  эксперимент, исследующий феномен жестокого отношения людей к друг другу, рабской покорности власти, зависимости от денег. Сюжет основан на реальном исследовании американского психолога Стенли Милгрэма, проведенного в середине прошлого века (о нем читайте ниже).

В вечер премьеры зрители спектакля задали себе непростые вопросы. Как часто ты перекладываешь вину на других? Можешь ли сам ответить за свои поступки? Насколько далеко способен зайти, получив приказ, не соответствующий твоим личным установкам и принципам? На каком этапе остановишься ты?

Эмоциональное впечатление от спектакля было сильным. Ребята по-настоящему вжились в роли. Когда студент в исполнении Петра Янченко кричал на девушку - «объект эксперимента», видно было, как на лбу у него выступали капельки пота. А когда его жертва (Анастасия Капкова) рыдала от боли, у зрителей мурашки шли по коже.

Однако потом сюжет повернулся неожиданным образом, что стало шоком и для «студентов» на сцене, и для публики в зале...

Этот спектакль предназначен для думающей аудитории. Обязательно сходите на «Жестокий урок»: в «Пионере» планируется еще четыре показа.

Виолетта КУЗЬМЕНКО,
студентка СКФУ
Наша справка

Эксперимент, поразивший даже психологов

Эксперимент Милгрэма - классический опыт в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году. Добровольцам объявили, что они-де помогают провести эксперимент на предмет того, как влияет боль на память. На самом деле реальными испытуемыми были сами «помощники».

В опыте участвовали трое: экспериментатор и двое испытуемых, один из которых был подставным. Профессиональный актер исполнял роль Ученика, на котором якобы ставился эксперимент. Он заучивал наизусть пары слов, а его напарник (реальный испытуемый, как бы Учитель), находившийся в соседней комнате, должен был проверять задание и наказывать за каждую ошибку ударом тока, нажимая кнопку на специальном «приборе».

На определенном этапе «жертва» начинала биться о стену, молить о пощаде, а вскоре затихала, переставая подавать признаки жизни. Тем не менее 26 из 40 испытуемых, повинуясь приказу, продолжали нажимать кнопку, даже когда «напряжение» достигло 450 вольт. К слову, на шкале их «прибора» значения от 375 до 420 вольт были помечены надписью «Опасно: сильнейший шок», а отметки 435 и 450 вольт – просто знаком «ХХХ».

При этом, как следует из записей Милгрэма, подчиняться приказам участникам эксперимента было тяжело. «Я видел, как в лабораторию вошел солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О боже, давайте прекратим это». Тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался», – писал он.

Полученные результаты поразили даже самих исследователей. Эксперимент много раз повторяли, проверяли и перепроверяли, слегка варьируя условия (половой состав участников, степень давления со стороны экспериментатора, поведение Ученика). Но статистика не менялась. Это привело исследователей к выводу: привычка повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на сильный внутренний конфликт между собственными моральными принципами и приказаниями «авторитета».

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях