Поиск на сайте

Современная система образования всё больше превращается в сферу услуг, а ведь задача педагога – воспитать творца, а не «квалифицированного потребителя»

В «лихие» девяностые на смену образованию, призванному воспитать всесторонне развитую личность, пришла идеология успеха, рейтинга. Учитель из человека, формирующего личность и зажигающего факел (помните: ученик - это не сосуд, который мы заполняем знаниями, а факел, который должны зажечь?), постепенно превратился в работника, предоставляющего образовательные услуги населению.

Конечно, за прошедшие годы в системе образования было сделано и много хорошего. Посмотрите на школы, техникумы, вузы: даже их внешний вид не идет ни в какое сравнение с унылыми постройками 1990-х. Сегодня тысячи учебных заведений оснащены современным оборудованием, подключены к Интернету, мы видим чистые коридоры, цветы, стенды и т.д.

Но уходит Душа! Скажут: «Времена не те…» Но нам необходимо брать лучшее отовсюду - и у советской, и у российской, и у западной систем образования.

А главное - нужно поменять приоритеты, раз и навсегда запомнить, что образование - это не сфера услуг, а общественное благо, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Учитель должен давать ученикам Знания, а не компетенции. И несмотря на целый спектр навыков, которые часто называют «умениями XXI века», основным орудием педагога, преподавателя должно оставаться Слово.

То самое доброе слово, которое и есть его доброе дело. Само слово «преподаватель» включает в себя понятие деяния: препоДАВАТЕЛЬ!

Безусловно, что-то нужно сделать, чтобы облегчить и достойно оценить  подвижнический преподавательский труд, чтобы упорядочить и сократить непомерный объем знаний, ежедневно и ежечасно поглощаемых учащимися, неспособными - именно из-за необъятности - переварить и осмыслить их, чтобы приучить детей к творческому труду, научить самостоятельно работать.

Здесь мы переходим к сложной проблеме, с которой сейчас сталкивается наше общество. Развитие технологий, электронных носителей постепенно отбивает интерес к фундаментальному чтению. Конечно, по большому счету не имеет значения, читать с гаджета или с бумажного носителя.

Важно, что читать. Но мы не можем не понимать, что когда человек читает с электронного носителя, он будет, скорее, листать «Фейсбук», поглощая короткие записи, а не погружаться в большой текст. Это психология, и здесь ничего не поделаешь.

Все это вопросы актуальные, практические, наболевшие. Как учить, как преподавать свой предмет? Как воспитывать уча, и учить, воспитывая?

Учеба - это труд прежде всего. Как никакая другая деятельность она требует серьезных волевых усилий. Хороший преподаватель способен увлечь ученика, но при этом он не должен танцевать перед ним кадриль и развлекать.

Увлеченность, любовь преподавателя к своему предмету воспитывают больше, чем сообщаемая информация. Слушая энтузиаста, того, в ком горит «искра божья», ученики приобретают больше, чем из общения с любым эрудитом, а тем более с компьютером.

Вот оно перед нами - «дарующее» слово преподавателя, одновременно учащее и воспитывающее, дающее не только знания, но главное - бескорыстную любовь к знаниям и умение самостоятельно мыслить.

Эта модель создает человека - творца, растущее, ответственное за мир существо. Такой человек радикально отличается от «квалифицированного потребителя», которому, как говорил Достоевский, лишь бы «чай всегда пить».

Именно такие «люди-творцы» и необходимы нашей стране.

Сергей НОВИКОВ,
Надежда РЕШЕТНИКОВА,
преподаватели Ставропольского
строительного техникума
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях