Поиск на сайте

Это будет разговор о свободе. Наш собеседник – вице-спикер Госдумы России Владимир Катренко – считает, что настало время, как говорится, «разложить по нотам» считавшуюся долгие годы запретной тему самостоятельности Кавминвод.

Тема эта сильно пугает отдельных консерваторов, но все сильнее звучит в народе, ведь региону КМВ нужна осязаемая свобода в виде отдельного закона и особого статуса. Правда, особый статус у Кавминвод как бы есть – но, увы, только на бумаге. На деле существующий закон оказался безжизненным, да и статус особого эколого-курортного региона не нарушал разве что только ленивый. Владимир Катренко намерен поднимать этот вопрос на самом высоком уровне, а главное – реабилитировать идею особого положения Кавминводского региона для создания твердых гарантий развития экономики курортов.
Эти знаковые для курортов идеи уже пытались реализовывать в середине 90-х, и делали это весьма успешно. Многие помнят ту пору, когда под патронажем представителя президента РФ в Ставропольском крае Алексея Кулаковского регион получил столько самостоятельности, а его руководители полномочий, что это сильно напугало федеральных и краевых сановников – и идею «особости» благополучно «зарубили».
Но именно благодаря этим начинаниям кавминводские руководители смогли уберечь санаторно-курортный комплекс от неотвратимого развала, отстроить административную вертикаль региона, а также привлечь на КМВ миллиарды бюджетных средств из Москвы. К слову сказать, федеральные трансферты Кавминводы перестали получать с момента начала кампании против Кулаковского – в 1994-м. А если бы не это, может быть, сегодня не потребовалось таких колоссальных усилий по реабилитации региональной экономики и курортной базы.
– У нас, видимо, судьба такая, – говорит Владимир Катренко, – я помню начало 90-х, когда благодаря инициативе Кулаковского на Кавминводах появился свой суд, своя налоговая инспекция, милиция и даже экологическая прокуратура. Так вот, вечное противостояние Ставрополя и Кавминвод привело к тому, что Алексей Викторович переместился на другое место работы – а все то, что он в свое время построил, сломали.
– Что усмотрели плохого в идеях Кулаковского?
– Идеи самостоятельности Кавминвод рассматривались как сепаратизм. Хотя, уверен, этот регион должен быть особым во всем. Когда появляются постановления правительства и указы президента об особой зоне, где идет речь о больших правах на какой-то особый статус, все тут же напрягаются. Закон о Кавминводах, который я довел до третьего чтения в Госдуме РФ, не работает, потому что его выхолостили.
– Значит, нет и законодательной базы?
– Тот федеральный закон, который есть сегодня, не решает ни одной серьезной проблемы. Не я один, многие специалисты считают его популистским, его не одобрил ни один из руководителей санаторно-курортного комплекса, а его положения не позволяют региону развиваться. Чтобы закон работал, его необходимо вернуть на повторное обсуждение с участием профессионалов курортного дела, ведущих экономистов страны – и внести целый ряд поправок.
– А может, вместо реабилитации мертворожденного закона лучше разработать новый?
– То, что касается особого статуса Кавминвод, может быть прописано отдельной правительственной программой, отдельной строкой в бюджете. Но в идеале, конечно, такой статус должен быть закреплен отдельным законом – но не пустым, декларативным, как сейчас, а наполненным смыслом. Мы не удовлетворены существующим положением дел, и возможностей реализовать это пожелание у «Единой России» гораздо больше, чем 4-5 лет назад. Ставить вопрос о закреплении особого статуса КМВ необходимо в самое ближайшее время.
– С другой стороны, в разных программах регионального развития дефицита нынче нет. Вот создали на Кавминводах особую экономическую зону…
– Чтобы ОЭЗ заработала, необходимо создать отдельную законодательную базу. Кавминводы – весьма специфичный по ряду внутренних экономических и природных признаков регион, и поэтому не всегда может безболезненно выдержать традиционные для других российских регионов подходы.
– Что вы имеете в виду?
– Простой пример. Три года назад был введен в силу новый Земельный кодекс РФ, после чего у 80 здравниц Кавминвод, находящихся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности, права пользования земельными участками были переоформлены в права аренды. Теперь санатории не могут пользоваться льготой по земельному налогу, что привело к резкому (в два-три раза) удорожанию курсовок. Теперь, если не внести изменения и дополнения в соответствующие законы и не восстановить льготы, курорт в очередной раз встанет на колени…
В идеале же должно быть так. Федеральный закон «О Кавминводах» ограничивает действие подобных «налоговых» поправок для здравниц и других учреждений санаторно-курортного комплекса КМВ – и на этом точка. Курортные Кавминводы нельзя заводить в одно поле с промышленными регионами. Там, где еще выживет завод, здравница уже погибает.
– Конкретный пример: сегодня есть реальная угроза передачи в частные руки курортных ресурсов Кавминвод. Предлагаемый вами закон позволит предотвратить такой непоправимый шаг?
– К сожалению, нет. Недавно в Ессентуках состоялось заседание Общественной палаты РФ, решением которого мы отправили телеграмму Владимиру Путину и Михаилу Фрадкову о том, чтобы под сурдинку не приватизировали ООО «Кавминкурортресурсы». Это общество – огромное море минеральной воды, наши грязи, все то богатство, которым мы сегодня располагаем и гордимся. А его, простите, втихаря, под видом незначительной сделки пытаются прибрать к рукам.
В прошлом и позапрошлом годах нам удалось отбить такие попытки. А сегодня в силу того, что начинается предвыборная кампания, кто-то надеется, что до этой проблемы руки могут и не дойти. Ответственно сообщаю – мы защитим ресурсы Кавминвод с хорошим, написанным «специально под КМВ», федеральным законом на руках.
– Владимир Семенович, а что от этого закона выиграют простые люди?
– Благоприятные жизненные, экономические, экологические условия. За последние 15 лет на территорию края из «горячих точек» бывшего Союза и России приехало более 300 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, две трети из которых осели на КМВ. При средней плотности населения по краю 40 человек на 1 квадратный километр на Кавминводах эта цифра в шесть раз выше. Бум индивидуального строительства при катастрофическом отставании развития канализационных сетей привел к тому, что около 200 тысяч кубометров неочищенных сточных вод ежедневно попадают в почву и поверхностные воды региона. Как все это остановить? Закон о КМВ будет давать четкие границы допустимого уровня миграции и предусматривать создание контролирующих структур на этой территории.
– Помнится, года три-четыре назад губернатор и краевая Дума хотели создать на базе администрации Кавминвод государственный орган территориально-отраслевого управления с широкими полномочиями, чтобы решать подобные вопросы.
– И где он? Хотели ввести здесь специальный налоговый и бюджетный режим, при котором налоги федерального уровня остаются на территории Кавминвод и используются исключительно на лечебно-оздоровительные цели. Хотели принудительно вывести из региона хозяйственные объекты, не соответствующие правовому режиму природоохранных зон. Хотели решить уже давно перезревшую проблему экологии. Надо продолжать? Все упиралось и упирается в отсутствие отдельной законодательной базы для нашего региона.
– Но есть вопросы, которые не могут ждать и вопиют о немедленном решении. Остро необходимо хотя бы очистить регион от свалок.
– Я вообще сторонник того, чтобы отсюда все грязные производства вывести подальше. Более того, нужно запретить въезд автомашин на ряд территорий Кавминвод, развивать электрический транспорт. Вообще, утилизация твердых бытовых отходов – краеугольный камень всех проблем курортного региона. Мусор не вывозят, а обустроенных свалок не хватает.
А ведь этот вопрос мог быть полностью решен еще четыре года назад – я выбил на федеральном уровне около 350 миллионов рублей на реконструкцию мусоросжигательного завода. Но тогда у дирекции завода и правительства края случился очередной антагонизм – и выбитые мною деньги… ушли «мимо цели». В ближайшее время единороссы намерены привлечь на Кавминводы лучших российских и зарубежных экспертов, с помощью которых мы повысим иммунитет курортной экосистемы к рукотворному воздействию.
Все это – лишь малая толика от огромного пласта проблем. Заниматься ими мы будем, имея статус особой – не побоюсь сказать, избранной – территории, который даст нам новый закон. К работе над этим документом мы привлекаем лучших специалистов санаторно-курортной индустрии России. Давайте, наконец, сами писать правила игры, от которых нашему народу, благословенной земле и детям никогда не будет плохо.

Беседовал
Владимир  СЛАВИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях