Поиск на сайте

 

 

Ни один вуз Ставрополья не попал в число лучших университетов страны. Почему?

 
На минувшей неделе в Москве прошел II международный форум вузов, для освещения которого была приглашена и «Открытая» газета. На форум съехались ректоры всех крупнейших вузов Москвы, а также соседних стран (за исключением разве что Украины, хотя первоначально их приезд был анонсирован). Им презентовали рейтинг лучших вузов России, который на поверку оказался все таким же «междусобойчиком».
 

Рейтинг составляется агентством «Эксперт» третий год подряд. Он основывается на официальных статистических данных, а также на данных опросов 7,5 тысячи респондентов (работодателей, представителей академических и научных кругов, самих студентов и выпускников).

Правда, участвовали в нем всего 124 вуза, которые аналитики «Эксперта» изначально сочли лучшими, а также несколько изъявивших собственное желание. Из них и отобрали сотню лучших (полная версия рейтинга опубликована не была). От Ставрополья в исследовании участвовал только Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ), но он оказался за пределами «золотой» сотни.

Наилучшие показатели на Юге России продемонстрировал Южный федеральный университет (ЮФУ), который занял 24-е место в итоговом рейтинге. А вот по качеству научной работы он оказался в стране восьмым.

На страницах «Открытой» о блистательных результатах ЮФУ недавно рассказывал его научный руководитель, академик РАН Владимир Минкин (см. «Грантом сыт не будешь», №8 от 5 марта с.г.). Уже само появление должности научного руководителя вуза – очень важный прорыв.

Кроме того, в ЮФУ внедрена система внутренних грантов для ученых, созданы экспертные советы по основным научным направлениям, имеется собственная патентная служба. В ставропольских вузах всё это только предстоит внедрить.

Безуловным лидером по уровню научной работы признан МГУ, и это вполне заслуженно: в ведущем вузе страны работает столько же научных сотрудников (которые не ведут занятий, а занимаются исключительно исследованиями), как и самих преподавателей.

Только недавно эта тенденция дошла до Ставрополья: с прошлого года научные сотрудники появились в структуре СКФУ (на факультетах машиностроения, живых систем и электроники) и Пятигорского медико-фармацевтического института.

Аналитики «Эксперта» подчеркивают, что именно их рейтинг выгодно отличается от всех существующих в мире. Составляются они в основном на Западе, и российские вузы традиционно занимают в них невысокие позиции. Не потому, что МГУ хуже Кембриджа, а просто потому, что традиции образования в разных странах разные. Ведь для западных вузов главный критерий успеха – это не только научные результаты, но и востребованность выпускников в бизнесе.

Начать с того, что, например, в МГУ треть сотрудников старше 70 лет, и похожая ситуация в большинстве ведущих государственных вузов столицы. Привел эти цифры проректор Академии госслужбы Сергей Мясоедов, и задался вопросом: а чему эти преподаватели могут научить студента, если они в силу возраста уже давно оторваны от реального бизнеса?

Мясоедов признался, что сам уже давно не читает лекции, потому что не видит в этом особого смысла. По его словам, он лишь однажды приходит к студентам, которые учатся на будущих управленцев, чтобы рассказать им о введении в специальность.

И на лекции две трети слушателей сидят с iPad и MacBook, копаясь в интернете, вместо того, чтобы слушать лекцию. И сколь бы интересной она ни была, студент предпочтет «Википедию», чтобы именно там найти для себя нужную информацию.

Звучали на форуме и такие цифры, которые оптимизма не вызывают. Средняя нагрузка на российского преподавателя - 500-600 учебных часов в месяц: это т.н. аудиторные занятия – лекции, семинары, коллоквиумы.

В то же время профессор в западном вузе проводит в лекционной аудитории не более 100-120 часов в месяц, а остальное время тратит на практическую работу и науку.

Ведь если он не будет повышать собственную квалификацию, то чему он может научить молодежь?! Кстати, и российский студент проводит в стенах вуза 27 академических часов в неделю, а в англоязычных странах – лишь 12 часов. Прочее время он тратит именно на освоение практики: будущий экономист – в офисе компании, инженер – на заводе.

Выступление Сергея Мясоедова было самым ярким на форуме: он горячо поддержал сокращение вузовской программы с пяти до четырех лет (бакалавриата) и заявил, что теперь осталось в три-четыре раза сократить количество лекций и семинаров.

О том же самом говорили и представители крупных российских компаний, которые на отдельном круглом столе обсуждали «качество» выпускников отечественных вузов. Например, в сельскохозяйственных вузах (а это особенно актуально для Ставрополья) бойко учат финансистов и менеджеров для сельского хозяйства, при этом в колхозах днем с огнем не сыскать специалистов, которые умеют править копыта.

Инженеры, которые приходят работать на заводы, порой даже не представляют, с какого боку подступаться к новеньким немецким или итальянским агрегатам. В общем, сами работодатели сошлись во мнении: им проще самим обучать будущего сотрудника, а не доверять это вузам.

Короче, дискуссия оказалась бесплодной. Бизнесмены жаловались на вузовских профессоров, те – на глупых абитуриентов, а вот мнения самой молодежи никто не услышал – представителей студенчества позвать на форум почему-то забыли.

В итоге все сошлись во мнении, что высшей школе России нужна новая реформа. А вот вопрос, кто ее будет проводить, так и повис в воздухе.

 
Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Дмитрий Кокаев (не проверено)
Аватар пользователя Дмитрий Кокаев

Читаю газету и удивляюсь ущербности нашей жизни в крае. ВУЗ - не попали в рейтин хороших, чиновников вороватых, как у сучки блох. Управляющие компании в рейтинге тоже в попе.Губернаторы просто срамота... Не край. а плебейский отстойник. Но зато обещаний не счесть.

Добавить комментарий