Краевые власти изображают бурную «деятельность» по развитию гражданского общества
На днях в краевом Белом доме заседал общественно-политический совет при губернаторе. Собрался первый раз в этом году, чтобы обсудить сугубо чиновничий вопрос – летний отдых детей. Важнее темы для органа, который подают едва ли не «светочем» гражданского общества Ставрополья, не нашлось. Если взглянуть пристальнее, совет лишь обманка, имитирующая диалог чиновников и общества, вселяя в доверчивых граждан надежду, будто они могут влиять на власть.
Как плодили «советы»
В мае 1998 года губернатор края Александр Черногоров создал сразу два совещательных органа: советы по социальным и политическим проблемам, в каждый из которых входило по десять человек. Спустя год их объединили, а возглавил новую структуру первый вице-премьер края Виктор Хорунжий. Но даже после этого странный орган ничем себя не проявил, вызывая ассоциации с пятым колесом в телеге.
Черногоров вспомнил о существовании общественного совета лишь в 2005 году, чему предшествовали бунты льготников, вызванные провалом монетизации. Тогда, напомним, Кремль ловко переложил ответственность на регионы, чем на Ставрополье воспользовались краевые единороссы, давно пытавшиеся вытолкнуть из кресла губернатора-коммуниста.
Член общественного совета, спикер краевого парламента единоросс Юрий Гонтарь, на заседаниях совета не появлялся, более того – настоятельно рекомендовал это делать и подчиненным-депутатам. А губернатор попытался дать отпор политическим оппонентам руками общественного совета, одна из задач которого, судя по замыслу, как раз и состояла в контроле над властью.
Этот краевой консультативный орган должен был копировать Общественный совет при президенте для обеспечения связи власти и населения, налаживания диалога с его активистами. Но, как мы видим сегодня, президентский совет свои задачи выполнял трудно и не совсем эффективно, оставаясь органом, который слушать можно, но прислушиваться – необязательно.
Эти пороки еще в большей степени отразились на региональных «дочках» президентского совета: общественный орган в крае не отличился ни одной маломальски значимой инициативой, проведенной в жизнь. Кроме того, местными единороссами был «зарублен» проект краевого закона об общественной палате – партия власти ясно демонстрировала, что посягать на ее единоначалие она никому не позволит.
Общественность же свои права отстаивать не стала. С тех пор к идее создания краевой палаты в Белом доме даже не возвращались.
Сплошное бла-бла-бла
В «черногоровском» списке общественного совета состояло сорок человек, среди них ученые, журналисты, казаки, писатели, представители партий и движений, в том числе весьма экзотических (например, «Христианско-демократического союза»).
С приходом Гаевского совет похудел вдвое, из него вылетела почти вся общественность, представители оппозиции. Зато утвердились чиновники и представительных «околовластных» структур. Собирался совет пару раз в год, исключительно для галочки.
Скажем, в сентябре 2009-го обсуждали, как бороться с наркотической угрозой и, в частности, роль в этом процессе местных СМИ. При этом саму прессу на полусекретное мероприятие приглашали избирательно. Втайне от независимых журналистов «общественники» поговорили о борьбе с коррупцией, обойдя молчанием истину, что именно гласность – главное орудие против мздоимства.
Гаевский ушел, и председателем декоративного совета вместо него стал Валерий Зеренков, замом – новый руководитель аппарата правительства Юрий Эм (прежде был Юрий Белолапенко).
Из состава вывели президента Торгово-промышленной палаты края Андрея Мургу и лидера местной ЛДПР Илью Дроздова, которые вышли на федеральную политическую орбиту. Однако их преемников в число советчиков не включили: и либерал-демократам, и предпринимателям показали – власть в них не нуждается. Да и вообще, в ком-либо из тех, кто в рот не заглядывает.
А ведь новый губернатор Зеренков сразу после назначения дал правильную установку подчиненным: «Необходимо включить в состав советов и коллегий, действующих при органах краевой власти, действительно не зависимых от власти экспертов, представителей профильных общественных организаций. Это должны быть люди компетентные, и не только разделяющие вашу личную точку зрения, но и «неудобные», имеющие собственное мнение!»
Зеренков также заявил, что формат работы должен изменить губернаторский общественный совет. На портале краевого правительства будет вывешиваться его график работы и протокол каждого заседания. Поручения, которые будут даваться общественниками органам исполнительной власти, смогут отслеживать граждане через Интернет.
Намерения отличные. Но лишь намерениями и останутся, если законодательно не закрепить статус членов совета. Сделать так, чтобы их с информационными запросами не посылали куда подальше сами же чиновники. Чтобы решение совета имело вес, стоило бы, возможно, наделить его правом законодательной инициативы – тогда и собираться он будет чаще, и решения приниматься не для галочки.
В идеале же, безусловно, речь должна идти о создании краевой общественной палаты – ведь такие органы существуют как минимум в половине регионов страны.
Прямо-таки «масонская ложа»
Нынче в состав губернаторского общественного совета входят представители только лояльных общественных организаций, которые заседают в путинском «Народном фронте». Послушные «фронтовики» против власти слова не вымолвят. А коль в совете нет представительства независимых ученых, журналистов, «оппозиционеров», общественных активистов, все совещания его и поручения – типичная обманка, опасная иллюзия диалога между властью и обществом.
Даже после поручения Валерия Зеренкова не слышно о серьезных изменениях в других советах и комиссиях, существующих при краевых ведомствах. Зато плодятся «близнецы».
Так, в начале июля был создан краевой общественный совет по здравоохранению. И это при том, что уже второй год при Минздраве существует координационный совет по модернизации здравоохранения. Чем новая структура отличается от старой, решительно непонятно.
Показательно, что общественную структуру возглавил чиновник – главврач кожвендиспансера (учреждения, напомним, бюджетного) Михаил Земцов, а его замом стала замминистра здравоохранения Ольга Дроздецкая. Формировался новый орган в обстановке секретности: удалось узнать, что в него вошли руководители нескольких краевых организаций инвалидов, и первое же его заседание было посвящено проблемам инвалидов.
Больше о новой структуре ничего не известно. Но в таком случае это не общественный совет, а темная масонская ложа.
При этом, скажем, Ставрополье остается одним из четырех регионов страны, где до сих пор нет общественной наблюдательной комиссии, призванной контролировать содержание людей в тюрьмах, колониях, СИЗО, изоляторах. Может, именно это обстоятельство и породило вселенский скандал о пытках, реальных или мнимых, экс-мэра Ставрополя Игоря Бестужего в СИЗО. Будь контрольный орган в крае, такого бы не произошло.
А ведь такое требование еще четыре года назад сформулировала Общественная палата РФ.
Только на Ставрополье, чтобы воплотить его в жизнь, у прежнего губернатора не хватило простого понимания самой важности задачи. Может быть, у Валерия Зеренкова хватит?
Надейся только на себя!
Сегодня только на уровне правительства края действует 104 общественных и координационных совета. А сколько их при ведомствах рангом пониже, администрациях городов и районов, силовых структурах – смело можно умножать на два.
От такого «общественного» контроля аж голова кругом идет. Получается, целая армия общественников каждодневно трудится вместе с чиновниками на благо родного края. Поди, западные демократы могут нервно кусать локти – такого «широкого» диалога власти и общества не сыщешь ни в одном американском штате.
За последние полгода на Ставрополье появилось множество гражданских инициатив и движений. Скажем, «Народная воля» и «Патриоты Ставрополья» выросли из Интернета. Экологи на Кавминводах образовали около десятка организаций и волонтерских групп: «Солнечный патруль», «Зеленый город», «Спасем Кисловодск!» Недавно в крае появился комитет гражданских инициатив.
Все эти добровольные объединения граждан официально не зарегистрированы (закон это позволяет). А потому для власти словно бы и не существуют. Более того, в их адрес чиновники озвучивают самые нелицеприятные вещи.
Если Валерий Зеренков на самом деле сумеет сделать что-то стоящее из своего совета, этому примеру последуют его здравомыслящие подчиненные, понимая: взаимодействие с общественностью – не дань моде и блажь, оно приносит реальную пользу. Однако так уж заведено в российских реалиях: пока начальник не прикрикнет, подчиненный не зашевелится.
Пока же подавать пример некому и не для кого. И граждане вынуждены сами искать выход из тупиковых ситуаций.
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»
Все эти структуры создаются,что бы было как можно больше совещанийобсуждений,а дело стоит! Посмотришь на эти "совещателей"...не уж то за рубежом такое? Нет,там все четко...поэтому и живут достойно! Посмотрел сайт Прокуратуры по борьбе с коррупцией...кошмар,одни совещания,разработки доработки...а коррупция здравствует и процветает в рядах СОВЕЩАТЕЛЕЙ! А кто это прекратит? 101%-не СОВЕЩАТЕЛИ? Тогда кто? НАДО ПО-СО-ВЕ-ЩА-ТЬ-СЯ!
а что мешает «Солнечному патрулю», «Зеленому городу», «Спасем Кисловодск!» самим объединиться и доносить свою позицию по экологии правительству края?
Добавить комментарий